В 1868 году довольно архаичную и спокойную жизнь Японии всколыхнула Революция Мэйдзи, открывшая в страну свободный доступ иностранцам из Европы. Практически сразу же выяснилось, что в Стране Восходящего Солнца нет специального транспорта для перевозки пассажиров на небольшие расстояния. Традиционные для этих краев паланкины были медленными и требовали большого числа носильщиков, а лошади оказались слишком дорогими.
Рикша
И тогда на улицы японских городов выехали рикши – двухколесные повозки, которые, взявшись за оглобли, тащил человек. Они были рассчитаны на перевозку одного-двух человек и сделали огромный шаг в развитии общественного транспорта на Дальнем Востоке. Очень быстро японская находка распространилась по всему дальневосточному региону и Южной Азии, захватив и близлежащие островные территории.
Благодаря огромной востребованности подобного транспорта, его простоте и низкой стоимости, количество рикш увеличилось до глобальных размеров. К концу XIX века только в одной Японии их число достигало 210 тысяч. Однако появление современных технологий остановило дальнейшее развитие такого вида транспорта, и традиционная рикша стала постепенно уходить с городских улиц. Окончательную точку в работе рикш поставили законодательные акты ряда государств, напрямую запрещавших их работу. Так рикша стала развлечением для туристов.
Велорикша
Гораздо больше повезло другой разновидности – велорикшам, которые появились почти одновременно с классическими ручными. Они тоже родились в Японии, и до сих пор массово работают во многих странах Южной Азии и Океании. По сути, велорикша – это велосипед особого рода, оборудованный под перевозку двух пассажиров или небольшого груза.
В конструкции велорикши преобладают две основные тенденции: управляющий трехколесным аппаратом человек может сидеть либо спереди, либо сзади. К примеру, в Индии преобладает первый вариант, где водитель сидит впереди, а сиденья для пассажиров находятся позади него. Во Вьетнаме же управляющий велорикшей располагается позади своих пассажиров.
Наибольшего распространения велорикши достигли в Индии. Там их настолько много, что иногда на дорогах возникают пробки, состоящие только из этих транспортных средств. Особой разновидностью данного вида транспорта являются грузовые велорикши. Они предназначены для перевозки небольших грузов весом от нескольких десятков килограммов. Правда, с перевозкой единичных коробок или мешков отлично справляются и пассажирские устройства.
Как правило, дальность проезда на этом виде транспорта не превышает 5 километров, и для этого есть свои причины. Труд работающего на нем человека довольно тяжел. Он трудится по 10 и более часов в день и обслуживает до 20 заказов. В итоге, наматывает за день несколько десятков километров, из которых большую часть – с пассажирами. Неудивительно, что водители велорикш работают не более 10 лет, после чего ищут другую работу.
Стоимость одной поездки на велорикше в разных странах оценивается по-разному. В Индии это поистине народный транспорт, на котором ездят едва ли не в булочную за хлебом, то и цена проезда здесь невысокая. А вот в Сингапуре проезд на нем обходится намного дороже, чем в традиционном такси. Здесь велорикша приравнивается к аттракциону для туристов и не является транспортным средством.
Велорикши весьма разнообразны по внешнему оформлению, что зависит от страны. Если в Индии внешнему виду этого транспортного средства особого значения не придают, то в Бангладеш и Малайзии их оформлению придается большое значение. Владельцы транспортных средств в этих регионах стараются украсить свои машины как можно оригинальнее. Например, в столице Бангладеш Дакке работает до 400 тысяч велорикш, среди которых невозможно найти две одинаковые машины. Для их оформления используются специальная техника и стилистика. Это позволяет делать из обычного велотакси национальный символ и достопримечательность страны. На каждую из велорикш наносится настоящая картина, над которой в специальной мастерской трудились по 5-6 человек. Причем, все эти изображения оригинальны и уникальны.
В настоящее время эти удивительные повозки проникли даже в Европу и Америку. Здесь в осовремененном и облагороженном виде они функционируют как туристическое развлечение.
Моторикша
Дальнейшим развитием данного вида транспорта стали знаменитые на Востоке тук-туки или моторикши. Их появлением мир опять-таки обязан Японии, стремительно развивавшейся после Революции Мэйдзи. Популярность этих небольших, но юрких мотоповозок выросла настолько, что уже в начале 1930-х годов их массово начали экспортировать в соседние страны. В настоящее время тук-туки являются даже неофициальным символом Таиланда.
Помимо Тайского королевства моторикши получили широкое распространение в Индии, Пакистане, Бангладеш, Камбодже, Лаосе. Не менее популярны они в островных государствах: на Филиппинах, Шри-Ланке, в Индонезии. Работают эти оригинальные машины даже в африканских странах Кении и Эфиопии, правда, в не столь больших количествах. Каждая из этих стран создала свой особенный образ тук-тука, виду которого можно довольно точно определить его принадлежность.
Откуда же возникло название «тук-тук»? Существует два варианта объяснения. Согласно первому, это название созвучно работе небольшого мотора, являющегося основной тяговой силой аппарата. По другой версии, оно относится к тайскому языку, в котором слово «тук» означает «дешево». Возможно, таким выражением первые водители моторикш предлагали свои услуги, стоимость которых действительно была невысокой.
Так происходило развитие недорогого такси на Востоке, пройдя путь от небольшой коляски, управляемой пешим водителем, до пассажирских мотоциклов, перевозящих туристов и местных жителей по улицам города.