Как люди запоминают прошлое?

Вы, конечно, замечали, что иногда случайно попавший на глаза предмет вызывает у вас воспоминание о каком-то событии. Посмотришь на него — и в памяти встают события, которые произошли с вами в прошлом.

Аналогичное состояние испытывает человек, который попадает в те места, где он уже побывал много лет назад. Ходит по улицам — и перед глазами встают те события, которые запечатлелись в его памяти. Зрительный образ вызвал у него в памяти образы прошлого.

К такому же приему нередко прибегают и писатели. Вместо того, чтобы разворачивать перед читателем пространное описание, они стремятся вызвать в его памяти ассоциацию.

Так, например, вместо законченного портрета Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» писатель сообщает лишь отдельные сведения о своей героине: особенности ее поведения, круг чтения, воспитание.

Все остальное — ее внешний облик, поведение, даже характер — читатель должен воссоздать сам. При этом автор дает только отдельные косвенные сведения о звуке голоса героини, ее смехе, реакциях на происходящие события.

Но тот образ, который возникает в памяти, всегда отличается редкой цельностью и единством, и причиной этому — ассоциации, возникающие в памяти читателя.

Сохраняя общую характеристику героя через окружающие его предметы, подробно описывая окружение героини, в романе «Мастер и Маргарита» М.Булгаков создает еще более емкое описание внешности Маргариты: мы знаем, как она двигается, какие цвета предпочитает, какой у нее голос. Но портрета нет, его создает сам читатель. Это — еще один пример ассоциативного образа, образа, созданного на основе ассоциаций.

Итак, какое же определение можно дать слову «ассоциация»?

Ассоциация — это яркий образ, то, что когда-то поразило воображение, связавшись в памяти с глубокими переживаниями. Когда человек вновь увидит этот предмет, то его образ вновь вызывает эти переживания. Благодаря ассоциации, человек испытывает сходное состояние, когда видит когда-то поразивший его образ.

Точно так же вспоминает прошлое и писатель, который стремится воссоздать образы своего детства. Главное для него — передать не конкретные события, а свои раздумья, размышления, впечатления, сопоставления.

Организация сюжетного пространства, движение повествования происходят на основе своеобразных слов — сигналов, образов, оставшихся в его памяти. Так, вид ночного города в рассказе И.А. Бунина «Поздний час» вызывает в памяти главного героя образы прошлого.

Ассоциация организует работу его памяти, через нее открываются и постигаются все новые и новые стороны жизни. Ряды ассоциаций проходят через весь рассказ, и на их основе аналогичные образы возникают и в сознании читателя. Таким образом, можно говорить о том, что ассоциация выступает и как составляющая образа, и как прием организации сюжета.

Основная функция ассоциации, как отмечалось, — связать, соединить в единое целое разнородные воспоминания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий