Жизнь этого известного американского режиссера полна скандальных событий. Его отличительная особенность как режиссера заключается в особой самоуничижительной манере, саркастичной, мудрой и в то же время циничной. Возможно, именно поэтому в большинстве фильмов он сам играет героя, чаще всего непутевого интеллигента, попадающего в разные смешные передряги.
Карьера Аллена в кино началась в 1965 году с фильма «Что нового, кошечка?», где он и принял на себя сразу несколько обязанностей — написал сценарий, поставил его и сам сыграл одну из ролей. Известность пришла к нему, когда в следующем, 1966 году, он написал пьесу «Не пейте воду», которая была поставлена на Бродвее.
Сразу же стало очевидно, что Вуди Аллен будет проводить постоянные эксперименты с сюжетом, действием и психологическим рисунком роли. Кроме того, он обладал совершенно необычайной и притягательной артистичностью. Находясь в плену особой академичности старых американских фильмов, он вместе с тем оказался поклонником европейских режиссеров, главным качеством которых был постоянный эксперимент, — И.Бергмана, В.Де Сика, Ф.Феллини.
В начале семидесятых за Алленом утверждается мнение как о продюсере и режиссере, который обладает огромным даром импровизации. При этом о серьезном он говорит смешно, иронично, иногда в нарочито гротесковой манере. Все его технические, художественные, зрительные и языковые новации служат естественным дополнением к его юмору. При этом он не продолжает традиции так называемой «комедии положений», когда преследовались только развлекательные цели. Он создает форму, в которой органически сочетается серьезное и смешное. Аллен становится известен и как автор самопародии.
Самым смешным фильмом режиссера считается созданная в 1975 году картина «Любовь и смерть». Она представляет собой своеобразную пародию на русскую классику, произведения Достоевского и Толстого одновременно. События разворачиваются во время войны с Наполеоном, на которую уходит герой — нью-йоркский еврей, принявший имя Бориса Грушенко.
Однако Вуди Аллен умеет не только смешить и развлекать, что он и доказал в те же семидесятые годы, создав во многом автобиографичный фильм о взаимоотношениях двух нью-йоркских интеллектуалов. Картина «Энни Холл», которую режиссер снял в 1977 году, была удостоена четырех «Оскаров»: за лучший фильм, режиссуру, сценарий и главную женскую роль, которую исполнила Д.Китон. Многие называли ее этапной картиной в творчестве сорокалетнего режиссера, примерно в том же возрасте, что А.Вайда, А.Тарковский и Ф.Трюффо, «отчитавшегося» перед зрителями.
Не менее известным фильмом десятилетия стал и «Манхэттен» (1979), картина, в которой рассказывается о районе Нью-Йорка, где живут художники, писатели, актеры — в общем, творческая интеллигенция. Как всегда, Аллен написал сценарий к фильму и сам его снял. Как утверждал режиссер, он списал главного героя, запутавшегося среди любимых женщин, с самого себя. Он такой же маленький, беззащитный, симпатичный, болтливый и подверженный комплексам.
Вероятно, Аллену лучше всего удавались фильмы, где нужно было только постараться привести в порядок собственные настроения и чувства. Поэтому он придает своим героям так много собственных черт. Даже название одного из самых известных его фильмов — «Энни Холл» — не только обозначает имя героини, но и является подлинным именем Дайаны Китон, основной актрисы Вуди Аллена.
Причем партнершами Аллена в картине выступили сама Дайана Китон, бывшая в то время гражданской женой Аллена, и Мэриэл Хемингуэй. Блестящая игра второй актрисы принесла ей «Оскара» за роль второго плана, а сам Аллен получил ту же награду, но за сценарий.
Интересно, что, несмотря на разрыв с Д.Китон, Аллен продолжает снимать ее в другом своем фильме — «Убийство в Манхэттене». Всего же актриса снялась в шести фильмах Аллена, а после разрыва, очевидно усвоив уроки мастера, занялась режиссурой.
Вуди Аллен знаменит еще и тем, что он запечатлел на экране поцелуй Шарон Стоун, в фильме «Воспоминания о звездной пыли». Тогда ей было всего двадцать два года. Так Аллен открыл новую звезду Голливуда, причем не первую, ибо таких открытий у него было несколько. Впоследствии все они стали знаменитыми, и Вуди Аллен не без основания считает их своими «любимыми актрисами», как, впрочем, и другие режиссеры.
В восьмидесятые годы Аллен снял изящную, легкую комедию о вымышленных чувствах и отношениях — «Пурпурная роза Каира» (1985). Ее герой влюбляется в экранную кинодиву и терпит разочарование, когда убеждается, что экранный образ оказался красивее, но беднее реального. По словам кинорежиссера женщины вдохновляют его на создание прекрасных кинолент. Одной из известнейших киноактрис, которую Вуди Аллен считает своей музой, является прекрасная Скарлетт Йоханссон.
Другим увлечением В.Аллена является музыка. Наконец-то сбылась его мечта, и в начале 1996 года он отправился в турне по странам Западной Европы со своим оркестром «Джаз Ныо-Орлеанз бэнд». Выступления начались с концерта в легендарном парижском концертном зале «Олимпия». Правда, изменять своей основной профессии режиссера Аллен пока не собирается. Среди его фильмов уже нового тысячелетия такие известные картины как «Матч-пойнт», «Вики Кристина Барселона» и «Ты встретишь таинственного незнакомца». Несмотря на уже довольно преклонный возраст Вуди Аллен продолжает удивлять и интриговать своих зрителей.