Трудно найти человека, который не видел хотя бы один из того множества фильмов, которые снял режиссер Герасимов. Его картины отражали жизнь нашей страны на протяжении более чем полувека.
И каждый зритель находил в них ответы на самые актуальные для него вопросы. Можно сказать, что творчество Герасимова составляет большую часть истории советского кино. Его фильмы всегда были остросовременны, и все вместе они представляют своеобразную кинематографическую летопись страны.
Он начинал как киноактер немого кино. К тому времени, когда в 1928 году Герасимов закончил Ленинградский институт сценического искусства, он уже сыграл несколько ролей и был известен как актер яркого гротескного плана.
Герасимов был одним из участников мастерской ФЭКС (Фабрики эксцентрического актера), организованной Георгием Козинцевым и Леонидом Траубергом. Там он прошел отличную школу киноэксцентрики и освоил множество кинематографических профессий. Его роли уже тогда выделялись точной, четкой пластикой, ярким, почти графическим рисунком характера, оригинальным гримом.
Однако уже в 1929 году Герасимов оставляет актерскую профессию и начинает заниматься режиссурой. При этом многие свои фильмы он ставит по собственным сценариям, в то время Герасимов организует и собственную творческую мастерскую, в которой работает с молодыми актерами. Они, как правило, становились исполнителями главных ролей в его картинах, а впоследствии стали выдающимися актерами и режиссерами современного кино. Среди них такие известные имена, как П.Алейников, С.Бондарчук, П.Глебов, Л.Гурченко, Л.Кулиджанов, Т.Макарова, С.Никоненко и другие.
Углубленное знание секретов актерского мастерства всегда соединялось у Герасимова с бережным отношением к каждой творческой индивидуальности. Для него актер прежде всего уникальная личность, он находил общий язык с каждым новым исполнителем, поддерживал творческие поиски актеров и в то же время оставался для них непревзойденным учителем.
Обладая собственной концепцией будущего фильма, Герасимов вместе с тем не был режиссером-деспотом, который диктует актерам свою волю. Может быть, поэтому настоящей творческой удачей Герасимова явился фильм «Молодая гвардия» , в котором участвовал почти целый выпуск, подготовленный мастером на актерском отделении ВГИКа. Кстати, Герасимов стал первым педагогом, который соединил обучение актеров и режиссеров. Он считал, что режиссер должен хорошо знать секреты актерского мастерства.
Одним из направлений творческого поиска Герасимова являлась экранизация классических литературных произведений. Уже первый опыт — фильм «Маскарад» по драме М.Ю. Лермонтова, вышедший на экраны в 1941 году с Н.Мордвиновым в главной роли, — показал, что режиссер не только сумел найти адекватное воплощение литературного источника, но и поставил в центре картины актуальнейшую проблему времени — трагедию обманутого человека.
Во время второй мировой войны Герасимов на некоторое время оставил режиссерскую работу и перешел к кинодокументалистике. Возглавив студию документальных фильмов, он организовал выпуск картин, в которых.ярко и образно рассказывалось о победах Советской Армии.
Но уже в 1944 году он возвращается вначале к педагогической, а затем и к режиссерской деятельности. Долго и непросто шел Герасимов к одному из самых масштабных своих произведений — экранизации романа М.Шолохова «Тихий Дон». Она состояла из четырех полнометражных картин и стала прообразом будущих киносериалов.
Вместе с оператором Раппопортом режиссер не только создал яркое кинематографическое зрелище, но и воссоздал целую эпоху жизни русского крестьянства. В этой картине режиссер достиг огромной, почти документальной точности. Он сумел сделать поведение актеров настолько естественным, что некоторые западные критики считали многие эпизоды фильма документальными, а не игровыми.
Все эти качества проявились и в последующих экранизациях Герасимова — телефильме «Красное и черное» по роману Стендаля, а также фильму «Юность Петра», основанному по роману А.Толстого.
Одновременно с этим Сергей Герасимов снял картину «У озера», которая была посвящена посвященную борьбе против загрязнения Байкала, а также «Любить человека» — о новом подходе к градостроительству и драму «Дочки-матери». В последней ленте поставлена проблема ответственности человека за чужую судьбу — тема, ставшая основой для творчества Герасимова. В этих картинах он открыл блестящую плеяду актеров — Н.Белохвостикову, Т.Доронину и В.Шукшина.
Итогом творческих поисков режиссера стала его последняя картина «Лев Толстой». Он вновь снял в ней свою верную спутницу жизни Тамару Макарову. Философская притча о последних днях жизни великого писателя была создана на основе не литературного, а публицистического источника — дневника личного врача Толстого Д .Маковицкого. Герасимов написал свой сценарий по его «Яснополянским запискам». Сыграв в этой картине роль Л.Толстого, режиссер как бы подвел итог и собственной жизни. Он подчеркивал, что и ему самому как личности всегда был свойствен поиск, желание неординарно видеть мир.