Какой актер был самым романтичным героем советских фильмов?

Сейчас мало кто из современной молодежи знает такое имя — Николай Рыбников, но когда-то он был одним из самых знаменитых актеров кино. Такой огромной популярностью Рыбников был обязан прежде всего своим героям. Он играл своих современников, которые олицетворяли собой поколение новой советской молодежи. И не его вина, что некоторые его персонажи казались надуманными. Когда теперь вспоминают о творчестве Николая Рыбникова, говорят иногда, что он играл не столько живых персонажей, сколько представление о них, созвучное определенной эпохе. Однако в свое время зрители воспринимали артиста и его героев как близких людей и ждали новых фильмов с участием Николая Рыбникова.

В Москву будущий артист приехал из Волгограда, где отучился один курс в мединституте. Он с первой же попытки поступил во ВГИК и стал одним из учеников известного режиссера С.А.Герасимова. В 1953 году Николай Рыбников актер успешно закончил мастерскую С.А.Герасимова и Т.Ф.Макаровой, правда, пока еще не определив своего амплуа. Еще во время учебы он начал работать над историческими образами и в дипломном спектакле сыграл роль Петра I. Но, как оказалось впоследствии, собственно исторических ролей у него было совсем немного. Из них, пожалуй, можно только отметить роль Денисова в «Войне и мире» режиссера С.Бондарчука, над которой он работал в 1966-1967 годах, и несколько ролей в фильмах о второй мировой войне, в том числе в известных картинах «Нормандия — Неман» и «Освобождение», где в фильме 3-м актер сыграл роль генерала Панова.

Но все эти роли Рыбников играл уже будучи известным актером, популярным же его сделали другие фильмы и другие роли. Известность пришла к нему уже после первого фильма — «Весна на Заречной улице», где он сыграл роль Саши Савченко — простого рабочего парня, сталевара. Интересно, что именно в этой картине Рыбников впервые запел. Хотя в институте его вокальные данные в расчет не принимались, песня «Когда весна придет, не знаю» в исполнении Рыбникова настолько всем понравилась, что ее запела вся страна. С тех пор за ним и укрепилось амплуа лирического героя.

Однако уже вторая картина с его участием — «Чужая родня» по повести В.Тендрякова «Не ко двору» — показала, что дарование Рыбникова намного масштабнее, шире, чем тот трафаретный образ простого рабочего парня, который он сыграл в предыдущем фильме.

В творческой судьбе Рыбникова не все складывалось одинаково успешно, и его карьера отнюдь не была ровной. Не раз возникали и вообще забавные ситуации, которые он, впрочем, всегда успешно преодолевал. Так, в длинном списке претендентов на роль Федора Соловейкова в картине «Чужая родня» Рыбников был последним, но именно его и утвердили. И тогда встала новая задача: Рыбников был городским жителем, а играть пришлось потомственного крестьянина, поэтому в «сельских сценах» необходимо было выглядеть как можно более убедительно.

Рыбников решил научиться работать с косой, поэтому в подготовительный перед съемками период его часто видели с косой на лужайках Летнего сада. Тренировки пошли на пользу, и, когда съемочная группа выехала в Кунгур, где происходило действие фильма, наблюдавшие, за съемками местные колхозники признали актера «своим». Тогда же автор сценария, писатель В.Тендряков, подарил ему книгу с лестной надписью. Однако сам Рыбников впоследствии не раз говорил, что так успешно сыграть свою роль ему удалось во многом благодаря блестящему дуэту с актрисой Н.Мордюковой.

После успеха первых двух картин к Рыбни­кову пришла широкая популярность. Однако она принесла ему не только удовлетворение, поскольку его творческие возможности оказались ограниченными. С того времени и на несколько лет вперед Рыбникову приходилось играть однотипные роли простых веселых парней из рабочей среды. Часто сценаристы писали такие образы, подгоняя их «под Рыбникова». Некоторым даже казалось, что Рыбников только и умеет, что улыбаться на экране. На самом же деле он серьезно работал над каждым образом, стараясь сделать его непохожим на другие, выражая сущность каждого нового характера каким-нибудь на первый взгляд незначительным жестом, мимикой, интонацией.

Он умел быть разным даже в разных дублях одной сцены. Обычно Рыбников работал без дублеров и научился самостоятельно выполнять многие трюки, работая практически в любых условиях. Например, в фильме «Высота» он спускался с шестидесятиметровой высоты, а в картине «Девчата», как заправский лесоруб, валил лес. Получалось так, что перед съемками каждого нового фильма актеру приходилось осваивать какую-нибудь новую профессию. Причем делал он это вполне серьезно и ответственно. Может быть, поэтому зрители так тепло воспринимали Рыбникова, видя в нем человека из своей среды. Актер как бы обнадеживал зрителя своим обликом, своим веселым характером.
Амплуа «своего парня» определило и все последующие роли Рыбникова. В 1957 году он сыграл роль монтажника Пасечника в фильме «Вы­сота», через пять лет зрители увидели его в роли лесоруба Ильи Ковригина в фильме «Девчата», потом шахтера Мазаева в «Седьмом небе» и сталевара Иванова в «Семье Ивановых».

Как бы пытаясь разрушить стереотип, в 1980 году Рыбников снялся в комедии «Уходя — ухо­ди», где на грани собственно комедии и гротеска сыграл роль бухгалтера Девитина, который даже отваживается на имитацию собственных похорон.

В несколько ином, романтико-героическом ключе, актер сыграл в картине «Нормандия — Неман», посвященной одному из эпизодов участия знаменитой французской авиаэскадрильи в Великой Отечественной войне. Во время съемок этого фильма проявилось еще одно человеческое и творческое качество актера. Не зная ни одного иностранного языка, Рыбников сумел найти полное взаимопонимание с французскими актерами.

Запомнилась зрителям и небольшая роль Василия Денисова, сыгранная Рыбниковым в картине «Война и мир», которую поставил С.Бон­дарчук. Здесь актер исходил не столько из исторического прототипа своего героя — знаменитого партизана и гуляки Дениса Давыдова, сколько из своего собственного понимания характера этого человека, который жил полтора века назад. И, надо сказать, не ошибся, показав Денисо­ва удивительно реалистичным, лишив его какой-либо музейности и трафаретности.

Иногда Рыбникову приходилось играть и роли отрицательных персонажей. Это случалось не так часто, но зрители все-таки запомнили его Котьку Григоренко в фильме «Тревожная молодость» (1955) и Чумова в фильме «Рядом с нами» (1958). Уже под конец жизни, будучи тяжело больным, он сыграл запоминающуюся роль в телефильме «Люди как реки».
Все друзья и коллеги запомнили Рыбникова как гостеприимного хозяина. В промежутках между съемками он любил собирать гостей, заставлял их лепить пельмени или угощал собственными заготовками. Эти встречи всегда проходили весело, гости не обижались, когда хозяин вовлекал их в разные розыгрыши. На это он был настоящий мастер и своими розыгрышами прославился еще в студенческие годы, когда однажды объявил на весь поселок о понижении цен. Кроме всего прочего, Рыбников был невероятно увлекающимся человеком, но больше всего любил играть в шахматы, причем занимался ими серьезно. Его друзьями были такие известные шахматисты, как Е.Геллер, Б.Спасский. Рыбни­ков вообще был счастливым на друзей человеком.

Так же счастливо сложилась и его семейная жизнь. Еще во время учебы в институте он влюбился в актрису Аллу Ларионову и добился того, что красавица Ларионова стала его женой. Она оставалась единственной его спутницей до конца жизни.

Несмотря на то, что Рыбников не получил никаких званий и не приобрел мировой известности, у него был свой зритель, в памяти которого он остался настоящим народным героем, романтическим героем эпохи. Конечно, жаль, что об этом блестящем актере приходится говорить в прошедшем времени, но получилось так, что он ушел вместе с тем временем, героем которого был.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий