С фарфором повторилось то же, что было с другими китайскими изобретениями — порохом и книгопечатанием. Европейцам пришлось изобретать их заново, потому что китайцы ни с кем не делились своими знаниями.
Секрет изготовления фарфора был разгадан Йоганом Бётгером — придворным алхимиком саксонского короля Августа Сильного. После того как король отдал прусскому королю целый полк гусар в качестве платы за китайский сервиз, он предложил Бётгеру найти способ изготовления фарфора.
Как и многие другие алхимики, Бётгер занимался поисками «философского камня», с помощью которого якобы любой металл превращался в золото. Проделав многочисленные опыты, он сумел изготовить фарфор из мейсенской глины.
Правда, в отличие от китайского, он был не белый, а коричневый. В мейсенском замке короля Августа Альбрехтсбург была устроена первая фарфоровая мануфактура. Здесь Бётгеру наконец удалось изготовить и белый фарфор.
Сначала фарфоровую посуду можно было видеть только во дворцах и домах знати. Только в 1707 году мейсенский фарфор впервые появился в продаже — на лейпцигской ярмарке.
В дальнейшем фарфор сохранил как художественное, так и прикладное значение. Наряду с посудой для повседневных нужд, из фарфора изготовляли статуэтки, сервизы и другие изделия, эскизы для которых делали крупнейшие художники и скульпторы. Так, например, с ломоносовским заводом в России сотрудничали такие крупные художники, как П.Клодт и Е.Лансере. А в двадцатые годы нашего века на нем работала целая плеяда мастеров во главе с А.Чехониным. Созданные ими фарфоровые изделия ныне представляют большую редкость и экспонируются во многих крупных музеях мира.