До татаро-монгольского ига русская женщина пользовалась некоторой свободой. Но потом отношение к ней резко изменилось. Господство захватчиков задержало культурное развитие, наложило отпечаток грубости и азиатчины на жизнь русских людей. Когда усилилась самодержавная власть и резко возросло влияние церкви, семейно-бытовой уклад русского человека стал строиться по монастырскому образцу. В середине XVI века (при Иване Грозном) появился знаменитый «Домострой» — свод житейских правил и наставлений.
Домострой превратил женщину в домашнюю рабыню, которая во всем была обязана угождать и повиноваться суровому «домовладыке» — отцу или мужу. Женщина считалась существом низшим и даже… вредным. Грамоте ее почти не учили (чтобы не «высокоумничала»). Вся тяжесть домашней работы лежала на женских плечах. Если женщине не удавалось полностью справиться со всеми обязанностями, домострой предписывал разные наказания, в том числе и битье.
В то суеверное время постоянно боялись греха и «соблазна». Поэтому девушек и женщин держали в теремах взаперти. Чем знатнее был род, к которому принадлежала женщина, тем больше строгостей выпадало на ее долю. Даже царица никогда не показывалась народу, а выезжала только в закрытых санях или колымаге. Царевны были самыми несчастными из русских девиц: замуж за подданных их не выдавали, а браку с иностранными принцами мешала разница в вере. Эти девушки были буквально приговорены день и ночь молиться, вышивать да плакать в своих теремах.
Немногим лучше жилось и другим знатным женщинам. Их тоже прятали от людских глаз, и даже в церкви для них было специально отгороженное место. Боярский дом окружался таким высоким забором, что только птице впору было перелететь через него. В саду женщина развлекалась тем, что качалась на качелях, а дома слушала сказки и сплетни или потешалась над кривляниями «шутих-карлиц».
Когда девушку наконец выдавали замуж, ее мнения и согласия никто не спрашивал. Очень часто она не видела своего жениха вплоть до самой свадьбы. В одежде, даже самой дорогой, тоже полагалась своя строгость. Например, был обязателен головной убор. Открыть волосы («опростоволоситься») считалось для женщины большим позором и грехом.
Простые крестьянки жили, конечно, посвободнее, но зато были обременены непосильным трудом.
Такое удаление женщины от общественной жизни продолжалось до конца XVII века. Так бы и скучали девицы в своих теремах, если бы не Петр I. Насмотревшись на иноземные обычаи, царь решил всю русскую жизнь переделать по европейскому образцу. Петр запретил держать женщин взаперти, обязал всех посещать балы и собрания. Резко изменилась и внешность женщин, их одежда, манера поведения. Уже в XVIII веке слабый пол стал играть активную роль в политике и даже руководить государством.