Это знаменитейший «Севильский цирюльник», автор которого Джоакино Россини. Он был кумиром своего века. После смерти великого композитора прошло более ста лет, но сияние его музыки не поблекло и поныне. Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» — вечен. Это более, чем удачный образ. Герой, воплощенный Фигаро-победителем, стал классическим на музыкальной сцене целого столетия из-за слияния воедино счастливой улыбки, силы, блестящего остроумия и очаровательной музыкальной мелодии.
Гениальный Россини родился в 1792 году в итальянском городе Пезаро. Серьезная учеба началась для будущего маэстро с 12 лет, когда родители (кстати, тоже музыканты) переселились в Болонью и отдали мальчика в музыкальный лицей. Под руководством прекрасных педагогов Джоакино постигает приемы контрапункта, гармонии, классического строя — в общем, получает серьезное музыкальное образование. В 16 лет Россини – лучший музыкант лицея, награжденный первым призом за сочиненную им кантату, а уже в 18 юноша получает «грамоту мастера». Другими словами, это самостоятельный музыкант, не нуждающийся более в учителях. Таким было начало пути великого Россини, автора 36 опер, одна из которых — «Севильский цирюльник» — принесла ему бессмертие.
История создания этого произведения очень интересна. Однажды у Римской оперы возникли неприятности с полицией, которая наложила запрет на все тексты под тем предлогом, что они скрывают в себе разные намеки. В запасе оставалось лишь либретто «Севильского цирюльника», написанное по комедии Бомарше. Его-то импресарио театра и предложил губернатору Рима. Последнему надоели разговоры о нравах и благопристойности, и он с энтузиазмом поддержал идею новой оперы. Россини, которому в ту пору было 24 года, написав письмо либреттисту и получив его согласие на сочинение оперы, взялся за работу. Музыка была создана всего за 13 дней!
И вот 20 февраля 1816 года – премьера. Увы, первое представление «Севильского цирюльника» провалилось. Скандал так огорчил молодого автора, что после спектакля его застали в полуобморочном состоянии. Однако уже второе представление принесло Россини успех, а третье – мировую известность. Композитор совершает триумфальное турне по Европе, его концерты оплачиваются по-королевски, и он становится очень богатым человеком.
Но публика не удовлетворяется одной лишь прелестной музыкой маэстро. Она хочет лично видеть человека, соединившего в себе остроумного собеседника, певца, дирижера, пианиста и гениального композитора. Высший свет буквально рвет Россини на части. Он живет попеременно то в Италии, то в Париже. Все меньше и меньше пишет, а в возрасте 87 лет и вовсе, закончив оперу «Вильгельм Телль», сознательно прекращает композиторскую деятельность.
Сам Россини сформулировал это так: «Зачем мне сочинять на старости лет? Чтобы усталый, состарившийся Россини состязался с молодыми?»