Что такое оборотничество?

Что такое оборотничество?

Вы, наверняка, читали в сказках, как герои превращаются в разных животных, птиц и даже в предметы. Это явление и называется оборотничеством. А теперь мы постараемся разобраться, как возникла вера в возможность таких превращений. Ведь не только народы нашей страны, но и многие другие верят в возможность подобных превращений. Рассказы о превращениях человека, встречаются в фольклоре разных стран и народов.

Корни оборотничества как явления уходят в глубокую древность.

Человек считал себя частью окружающего его мира. Для более успешной охоты он переодевался в шкуру того зверя, которого предстояло убить. С одной стороны, он как бы превращался в этого зверя и мог его легко выследить. С другой, обезопасивал себя от преследований души умершего зверя, когда снимал шкуру.

Так и родилось представление о том, что при необходимости человек легко может превратиться в любое животное.

Постепенно, с развитием культа богов, превращение из одного состояния в другое, из человека в животное стало связываться с некоторыми обрядовыми действиями и даже с выполнением определенных магических действий.

Вспомним некоторые сказки, где герои превращаются в разных тварей, ударяясь о землю или поворачиваясь на пятке. В греческом мифе рассказывается о Ликаоне, который превратился в волка, пожертвовав ребенка на алтарь Зевса Ликейского. Философ Платон развил эту легенду: поедание плоти человека, принесенного в жертву на этом алтаре, вызывало превращение.

Наиболее известен рассказ о ликантро-пии, приведенный римским писателем Петронием в новелле «Пир Тримальхиона». Тримальхион отправился ночью в гости и попросил знакомого проводить его. Когда они проходили мимо кладбища, Тримальхион с удивлением наблюдал, как человек остановился, разделся догола, положил свою одежду на землю, превратился в волка и с воем убежал в лес. Тримальхион вспотел от страха, побежал вперед и узнал, что к ним прибежал волк и перепугал весь их скот. На обратном пути он заметил, что одежды исчезли, а земля вокруг покрыта кровью. Дома он нагнел своего знакомого, истекающего кровью, обильно льющейся из раны на шее, которую перевязывал доктор. «Так. я узнал, что он был оборотнем», — заключает свой рассказ Тримальхион.

Конечно, рассказ Тримальхиона — не что иное, как сказка, которую услышал Петроний. Но аналогичные истории продолжали рассказывать и в более поздние времена. Так, французский врач Жан де Нино рассказывает о случае, якобы происшедшем в 1615 году: на дровосека, работавшего в лесу, напал волк. Но человек стал обороняться, и ему удалось отрубить волку лапу своим топором. Тотчас волк превратился в женщину, у которой не было руки.

Вот как прочны суеверия, возникшие в первобытные времена.

Понравилась статья? Поделись с друзьями! ;)