Самым совершенным творением выдающегося русского архитектора Баженова считается дом Пашкова, построенный им для богатого землевладельца П.Е.Пашкова. Сегодня здесь размещается филиал Российской государственной библиотеки, Музей книги.
Здание возведено на крутом холме и лицевым фасадом обращено к Кремлю. На склоне холма был разбит сад, внизу обнесенный кованой решеткой. В одном из проектов реставрации предполагается полностью восстановить внешний облик здания.
Интересно, что он является одновременно и реминисценцией, прежнего уклада помещичьего дома. Ведь Баженов построил здание по типу привычного для московского дворянина усадебного дворца. Помещик обычно проводил половину времени в городе, а остальную часть в деревне. Для него было особенно важно, чтобы уклад жизни не менялся, а условия жизни были комфортабельными и соответствовали городскому укладу.
Соединяя различные традиции, Баженов украсил уличный фасад в соответствии с модой — коринфским портиком, подняв его на уровень второго этажа, по бокам портика разместил статуи греческих муз. В подобном убранстве отразилась другая особенность того времени — подражание античным образцам. Над центральным корпусом — балюстрада, над ней бельведер (беседка над домом). Эти украшения свойственны уже другой эпохе, в которую жил сам Баженов, времени классицизма.
Подобный эклектичный (смешанный) способ строительства не был просто новаторским. Творчество Баженова находится на рубеже между двумя стилями — барокко и классицизмом. Может быть, поэтому его новаторские находки не всегда встречали понимание у заказчиков.
Однако необычная конструкция производила впечатление, никого не оставляя равнодушным. Возвышаясь наподобие замка, своей изящной красотой здание невольно обращало на себя внимание. Своеобразную легкость, воздушность здания отразил в своем романе «Мастер и Маргарита» М.Булгаков, поместив своего героя Воланда на крышу и предоставив ему дом Пашкова в качестве площадки для обозрения Москвы двадцатых годов.