В глубокой древности, во времена античности, человек изобрел рельсы. Уже в Ассирии и Вавилоне 4000 лет назад существовали телеги с двумя или четырьмя колесами, которые ездили по рельсам. Но они могли передвигаться лишь в одном направлении. Для того чтобы такая тележка могла свернуть направо или налево, следовало переложить рельсы.
Только спустя 1500 лет, в начале новой эры, появился новый тип рельсов. Это были длинные отшлифованные стволы деревьев, укрепленные на расположенных перпендикулярно шпалах. Они использовались для перемещения особо тяжелых грузов. Уже в XVI веке были изобретены вагонетки для шахт, двигавшиеся по рельсовому пути.
Англичанин Ричард Тревитик был первым, кто догадался приспособить паровую машину для движения по рельсам. Это произошло в 1804 году.
Машина была названа локомотивом и могла тащить за собой 5 вагонов с 70 пассажирами и перевозить 5 тонн угля. Такой поезд ходил по чугунным рельсам, изготавливавшимся на фабрике в Уэльсе.
Вначале рельсы были деревянными. Потом их стали изготавливать из железа и чугуна. Это увеличивало срок службы рельсов и обеспечивало безопасность пассажиров.
Конечно, первый локомотив был еще очень несовершенным в техническом отношении. Его скорость достигала всего 8 километров (4,9 миль) в час. Но в 1816 году Дж. Стефенсон создал более совершенный локомотив.
В 1825 году первая железнодорожная линия соединила Дарлингтон со Стоктоном. По ней осуществлялась перевозка угля. В 1830 году была построена линия между Манчестером и Ливерпулем, которая предназначалась для перевозки грузов и пассажиров.
Созданный Стефенсоном локомотив «Ракета» достиг на этой линии скорости в 47 километров (29 миль) в час!
В XIX веке Англия начала интенсивно развивать железнодорожный транспорт. Уже в 1833 году весь добываемый в стране уголь перевозился железнодорожным транспортом. Спустя 2 года в Англии было 720 железнодорожных линий, оснащенных паровозами. Заметим, что в Европе первая линия соединила Брюссель и Малин в 1835 году. Первый голландский поезд соединил Амстердам с Гарлемом в 1839 году.
С тех пор железнодорожный транспорт интенсивно развивался и сейчас занимает ведущее место в мире. По железной дороге перевозится в несколько раз больше грузов, чем всеми другими видами транспорта.