Какой знаменитый художник рисовал портреты Екатерины II и других русских царей?

Левицкий жил в ту пору, которую теперь называют «эпохой петровских преобразований». Это было время, когда Россия вышла на европейскую арену как великая держава, а в Западной Европе начала распространяться просветительская философия, которая утверждала веру в торжество разума и свободы.

В русской живописи этого времени главнейшим жанром становится портрет. Его признанным мастером и был Дмитрий Левицкий. Родился художник в Киеве в семье потомственного священника. Отец Левицкого преподавал иконопись и гравирование в Киевской духовной академии. Он был всесторонне образованным человеком и известным художником-гравером. Отец и стал первым учителем рисования для своего сына.

В 1752 году в Киеве по проекту Варфоломея Растрелли строился храм Андрея Первозванного. Известно, что над его росписью, которой руководил приехавший из Петербурга художник Алек­сей Антропов, работали и отец и сын Левицкие.

Именно в то время Антропов заметил способности молодого художника и, когда работы по росписи были закончены, взял его с собой в Петербург. Левицкий поселился в доме своего нового учителя и вместе с ним стал выполнять различные живописные работы. Известно, что во время обучения у Антропова Левицкий на короткий срок ездил в Москву для оформления Триумфальных ворот по случаю коронации Екатерины II.

Вернувшись в Петербург, Левицкий продолжил занятия с Антроповым и в 1769 году получил официальное звание художника. Еще в пору ученичества из всех жанров живописи его больше всего привлекал портрет. Через год он уже представил на академическую выставку несколько своих работ и за одну из них — портрет директора Академии художеств Кокоринова — был избран академиком.

С этого времени Левицкий становится популярным художником-портретистом. Первой его работой после окончания учебы был портрет крупнейшего промышленника Прокофия Демидова. После него художник получил огромный по тем временам заказ — написать серию портретов учениц Смольного института.

Левицкий создал семь портретов, каждый из которых представляет собой законченный рассказ о личности человека. Он сумел превратить камерный портрет в настоящую сюжетную картину. Художник не только передает пластичность, музыкальность, утонченность девушек, но живописными средствами рассказывает об увлечениях и привычках каждой из них, об особенностях характера.

В течение семнадцати лет Левицкий преподавал в Академии художеств, где руководил портретным классом, обучая мастерству молодых художников. Эта работа отнимала у него много времени, но он не оставлял и свои занятия живописью. Левицкий слыл модным художником, и заказать у него портрет считалось престижным.

В 1783 году Екатерина II высказала желание, чтобы Левицкий написал ее портрет. Это, конечно, означало, что императрица удостаивала художника особой чести, хотя работа предстояла нелегкая. Художнику уже заранее было велено написать портрет Екатерины II под девизом: «Императрица-законодательница». Левицкий понял, что от него требовалось изобразить идеального монарха, хотя сам художник не разделял этой точки зрения, что и передал в своей работе. Ему удалось показать, насколько русская императрица далека от придуманного ею образа идеального просвещенного монарха.

Для этого он с изысканной тщательностью прорисовал каждую деталь костюма императрицы, уделяя меньше внимания ее лицу. Придав ему неподвижное, похожее на маску выражение, Левицкий создал холодный, лишенный каких-либо человеческих чувств и душевных проявлений образ.

Когда портрет был закончен, многие поняли заложенный в нем смысл и решили, что художник этим портретом сделал своеобразный вызов, отстаивая свое право на собственное видение любой, пусть даже такой выдающейся государственной личности. Но, как ни странно, императрица ничего подобного не заметила; портрет ей очень понравился, и она заказала художнику другой портрет царственной особы, на этот раз своего десятилетнего внука, будущего царя Александра I.

Любопытно, что во время приезда в Петербург знаменитого философа Дени Дидро Левицкий написал и его портрет, который сам Дидро считал своим лучшим изображением. Такое внимание со стороны высокопоставленных особ приносило художнику не только милость сильных мира сего, но и богатство. Тем не менее Левицкий не захотел стать придворным художником и в 1788 году подал прошение об увольнении со службы.

После этого Левицкий живет целиком за счет заказов и создает галерею портретов деятелей русской культуры. Пожалуй, только по этим картинам мы можем представить облик таких выдающихся людей того времени, как архитектор Львов, писатель Новиков, драматург Капнист, поэт Державин.

Конец жизни художника был омрачен тяжелым заболеванием. За несколько лет до смерти он полностью ослеп и уже не мог работать. Очевидно, эта трагедия существенно ускорила его кончину.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий