Когда люди только научились говорить, им казалось, что слово и предмет, который оно обозначает, — одно и то же. Если слово в твоей власти, то, значит, ты завладел и тем, что оно обозначает.
Вот почему древние люди считали, что можно словами повлиять на природу и повернуть ход событий в нужную сторону. Стоит произнести нужные слова — и охота наверняка будет удачной. С помощью других слов можно исцелить больного, только произносить их надо очень внимательно. Чуть ошибешься — и уже больному станет хуже, а не лучше, а с самим исцелителем расправятся окружающие.
Изгонять злых духов с помощью заклинаний начали еще в глубокой древности. Древние иудеи очень боялись злого духа по имени Шабрири. Чтобы помешать ему творить свои черные дела, они говорили так: «Шабрири, Брири, Рири, Ири, Ри». Каждое из этих слов укорачивало имя злого духа, а раз уменьшалась длина имени, то и злая сила тоже ослабевала.
В древности люди придавали очень большое значение номинации — названию вещей и предметов.
Они верили, что имя человека служит источником его счастья и сил и каждый раз, когда его произносят, оно как будто немного снашивается, А раз ваше имя теряет силу, то, значит, и вы ее утрачиваете. Поэтому имя человека надо произносить как можно реже. Настоящее имя надо держать в секрете. А пользоваться надо прозвищем, его можно повторять и вреда от этого не будет.
Викинги даже полагали, что воин может разить словом, как оружием. Даже если он тяжело ранен, все равно он опасен, потому что, умирая, он может назвать имя врага и присоединить к нему проклятие.
Вам, наверное, попадались люди, которые бранят своих недругов и желают им всяческих напастей, надеясь таким образом им повредить. Наверное, вам известна также и пословица: «Хоть горшком зови, только в печку не ставь!» Или другая пословица: «Брань на вороту не виснет». И правда, слова сами по себе не причиняют вреда, даже если люди очень этого хотят, но иной человек, сильно разозлившись, надеется и верит, что все беды, которые он насылает на чью-то голову, непременно произойдут. И вера его закладывается в слова и по поверьям действительно может навредить.
Но словами можно не только повредить, но и помочь. Испокон веков люди сочиняли заговоры и молитвы, чтобы обеспечить успешную охоту, предохраниться от возможных неприятностей. Вот старинный русский охотничий заговор, чтоб привести птицу и зверя к охотнику:
«Как безымянному персту нет имени, так бы не было ему ни птицы, ни зверя. Как на безымянном персте крепок ногть, так бы была птица и зверь крепок, дробь бы в птицу легко попала, пух, перья вышибала, а мяса не задевала, а птица все бы далее летала, и не брала бы ее ни дробь, ни пуля».
Заклинания такого рода уходят корнями в глубокую древность, но отголоски их сохранились и поныне. Правда, более поздние «проклятия», а особенно современные, не так уж страшны, а подчас забавны, потому что в них уже никто не верит.
Вот известный английский стишок:
Черт побрал бы злую тетку,
Ей песком забил бы глотку,
Вздул на коже волдыри
И кишки смешал внутри.
А вот еще: «Выйти бы ей за лешего, родить бы ему котенка, и дай ей, господи боже, покрыться навек паршой».
Вспомним, как в «Коньке-горбунке» Иван проклинал вора, укравшего у него коней:
Чтоб пропасть ему, собаке!
Чтоб издохнуть в буераке!
Чтоб ему на всем скаку
Провалиться на мосту!
А разве вам не приходится слышать иногда такие выражения: «Чтоб тебе лопнуть», «Ни дна тебе, ни покрышки», «Чтоб он провалился»? Это тоже остатки старинных проклятий.
Люди пытались словами причинить своим недругам зло не только при помощи проклятий. Не иак уж давно кое-кто верил, что в борьбе с врагами можно привлечь на свою сторону дьявола, если прочесть молитву задом наперед. Рассуждали при этом так: если произнести молитву как положено, то это приносит пользу. Значит, если ее проговорить задом наперед — от этого должна быть беда. Вот так, бывало, и ворожили.
Множество примеров самых разных проклятий можно найти в такой древней книге, как Библия. Вот один из них: это и проклятие, и благословение сразу. По этому примеру видно, как люди в старину старались убедить тех, у кого было много хлеба, не копить его, а делить со всеми:
«Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего — благословение».
Конечно, ни проклятия, ни благословения не могли дать того, чего люди от них ждали. Прошли тысячелетия, пока люди поняли, чего разумно требовать от слов, а чего бессмысленно. В мире еще и сейчас немало людей, которые до сих пор не поняли, что предмет и его название — совсем не одно и то же. Они все еще не знают, что пользоваться словами в надежде колдовством подчинить себе вещи и весь окружающий мир — это значит попусту тратить время.