Дэвами, или дивами, в мифологии и фольклоре ираноязычных народов называются злые духи. Образ дэва широко распространен в фольклоре самых разных народов: таджиков, грузин, дагестанцев, армян, а также на всем тюркоязычном Востоке.
Обычно облик дэва достаточно страшен: это великан, покрытый шерстью, с острыми когтями на руках и на ногах, зубастой пастью. Часто дэв наделяется двумя, тремя и даже семью головами.
Дэвы обитают в пещерах или логовищах (дэвлох), которые устраивают в диких и недоступных для человека местах, а также в недрах земли. Отождествление дэвов с подземными богами привело к тому, что с ними связали представление о стражах подземных сокровищ.
В сказках и преданиях дэвы, как правило, являются отрицательными персонажами, они похищают красавиц, которых затем освобождают герои-богатыри.
Не случайно, что образ дэва часто является синонимом угнетателя и поработителя, против которого борются не только люди, но и другие божества, например, герой грузинских сказаний Уастырджи выступает как антагонист Кремень-дэва.
К очень глубокой древности относятся образы дэвов как положительных персонажей, помогающих героям преодолевать трудности, а также строить крепости и города.