Очень давно в Новгороде, который и сейчас стоит на берегах реки Волхов, жил мальчик. Звали его Онфим. Он учился писать и считать, любил рисовать — зверей, воинов, всадников. Обычный мальчик. Но с тех пор, как он постигал свои немудреные науки, прошло 800 лет, и его «тетрадки» нашли археологи. Только вот «тетрадки» эти на наши совсем не похожи: обычные кусочки бересты (березовой коры).
Бумага и пергамент (специально обработанная кожа) были в те времена очень дороги, поэтому на них писали только в исключительных случаях. А березовой коры было сколько угодно, поэтому любой мог взять костяную палочку — писало — и на кусочке бересты нацарапать все что душе угодно. Онфим, например, записывал алфавит, перецарапывал на свою бересту какие-то чужие деловые письма, а заодно рисовал себя — в виде всадника, поражающего зверя.
Исписанные кусочки бересты, которые археологи находят в Новгороде и других древних русских городах, называются берестяными грамотами. Сегодня из них можно составить целую библиотеку, в которой будут денежные документы, деловые и личные письма, просьбы и приказания, а еще небольшая записка, в которой парень просит девушку выйти за него замуж.
Для чего же ученые ищут берестяные грамоты? Для того, чтобы как можно больше узнать о прошлом нашего народа, о важных событиях того времени, чтобы знать имена, дела и думы наших предков.