Представление о том, что после смерти человек переселяется из обычного в иной мир, восходит к глубочайшей древности. Уже в каменном веке для погребения усопших отводились специальные места вблизи поселений людей. Там со временем образовывался настоящий «город мертвых», население которого составляли умершие родственники многих поколений жителей данного поселения.
Однако с течением времени загробный мир переместился гораздо дальше, в районы, недоступные для обычного человека. Так, например, эскимосы считали, что умершие живут где-то за океаном. А древние тибетцы верили в то, что царство мертвых находится на вершинах самых высоких гор.
Но большинство народов считало, что после смерти человек переселяется в темный подземный мир. Вот почему обряд погребения рассматривался как тяжелое и опасное путешествие, для которого умершего снабжали всем необходимым: запасами еды, оружием, а иногда повозкой и конем или лодкой.
Отсюда легко было прийти к выводу о том, что жители того света могут время от времени появляться в мире людей, обычно оставаясь невидимыми и давая о себе знать лишь тем, к кому они хорошо относятся.
С принятием христианства представление о едином загробном мире было заменено адом и раем, причем в рай попадали праведники, а грешники находились в аду. Это представление широко распространилось как в древней, так и в современной литературе. Итальянский поэт Данте в знаменитой «Божественной комедии» описывает путешествие своего героя по всему загробному миру: вначале он проходит через ад, затем попадает в чистилище и, наконец, оказывается в раю.
Герои романа русского писателя М.Булгакова «Мастер и Маргарита» совершают путешествие из мира людей в вечный и неподвижный загробный мир.
Подобные пермещения вообще характерны для современных фантастических произведений, где время свободно течет в любую сторону — из прошлого в настоящее, из будущего в прошлое.