Экранизацией называют кинокартину, созданную на основе произведения другого вида искусства — литературы, драматургии, оперы или балета. Но чаще всего это понятие относят именно к литературному произведению, переложенному на язык кино.
Вначале литературные сюжеты просто иллюстрировались с помощью кинематографа. Но уже в 1902 году появляются ки-новерсии «Робинзона Крузо» Д.Дефо и «Гулливера» Дж. Свифта.
История экранизаций в русском кино начинается в 1910-е годы, когда была создана «Русская золотая серия» — ряд картин по произведениям А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского. Н.А.Некрасова и других писателей. Наиболее удачными среди них считаются фильмы «Пиковая дама» (1916) и «Отец Сергий» (1918), поставленные известным режиссером Я.Протазановым.
Задача воплощения на экране большого литературного произведения очень сложна и ответственна. Вот почему так часты постановки «по мотивам», предлагающие вольные пересказы известных всем сюжетов.
Главное качество хорошей экранизации — уважение к литературному первоисточнику, максимально точная передача его идеи, стиля и образной специфики. Этими качествами отличаются лучшие отечественные и зарубежные экранизации — фильмы «Гамлет» {Г.М.Козинцев, 1964} и «Преступление и наказание» (Л.Кулиджанов, 1970), «Отверженные» (Ж.Ле Шануа, 1958) и серия картин, поставленных Л.Оливье по произведениям Шекспира.