Канонизация (от греческого слова «канонизо» — узаконивать) — признание руководством церкви умершего подвижника или исторического лица как святого. В разных ответвлениях христианства исторически сложились разные представления о том, кого можно считать святым. Но главным условием для объявления святым всегда было распространение рассказов о якобы совершенных святым прижизненных или посмертных чудесах.
В соответствии с традицией, сложившейся на Руси, различают общую и местную канонизацию. Местными святыми обычно объявлялись основатели монастырей или храмов, известность которых не выходила за пределы ближайшего окружения их города.
Они объявлялись святыми постановлением местного епископа, которое подлежало утверждению патриархом. Канонизация общерусских святых происходила на Соборе — собрании всех руководителей местных епархий — митрополитов.
Оно сопровождалось торжественным богослужением в храме, где находились останки святого, составлением его жития и особой службой, содержащей канон и акафист, прославляющий данного святого. Кроме того, обычно после канонизации появлялись иконописные изображения святого. Останки канонизированных святых нередко выставлялись в храме в специально украшенном гробе — раке и объявлялись чудотворными.
Иногда святыми объявлялись и исторические лица, с именами которых связывались рассказы о многочисленных чудесах, например, Борис и Глеб, Сергий Радонежский и Димитрий Ростовский.
В конце ХIХ-начале XX века представление о святости существенно изменилось. В царствование Николая II был канонизирован целый ряд местночтимых подвижников, известных не чудесами, а благочестивой жизнью: Анна Кашинская, Серафим Саровский, Оасаф Белгородский.
В год 1000-летия принятия христианства на Руси был канонизирован великий русский художник Андрей Рублев.