В современном мире практически повсюду можно встретить проявление той или иной формы искусства. Мебель в вашем доме, сам дом, ваши часы или одежда — все это так или иначе можно отнести к искусству вообще. В любом из этих случаев кто-то украшал принадлежащую вам вещь, пытаясь сделать ее привлекательной. Однако это так называемое прикладное искусство играет второстепенную роль: оно призвано лишь украсить тот предмет, которым человек будет пользоваться по прямому его назначению. Изящные же искусства (в современном языке — просто искусство) занимаются совершенно иным, то есть, как и следует из их названия,— «изящным» самим по себе.
К «изящным» искусствам относятся живопись, скульптура, литература, театр, музыка, танец и архитектура. Из всех вышеперечисленных видов искусства, только архитектура носит «практическую пользу». Архитекторам приходится думать не только о красоте, но и полезности своих сооружений.
Однако произведения искусства, созданные громадным трудом художника-творца, могут вовсе и не иметь никакой практической пользы. Они создаются ради удовлетворения нашей потребности в прекрасном, вот и все. Конечным результатом творчества может стать статуя, мелодия, пьеса, книга и т.д.
В современном искусстве во всех его видах можно встретить примеры любопытных экспериментов. Однако все же традиционные методы в произведениях всех видов художественного творчества имеют нечто общее. Это нечто — образ, воплощаемый в произведении. Этот образ воплощается при помощи звуков, камня, слов, строительных материалов, линий и красок. В каждом образе присутствует то, что можно назвать ритмом, пропорцией и гармонией.
Ритм возникает из более или менее размеренного повторения звуков, цветов, форм и движений. Пропорция — это такое воплощение замысла художника, которое кажется нам правильным, выраженным в соразмеримых частях. Гармония заключается в естественном соответствии различных частей образа друг другу. Все это, разумеется, лишь самые общие понятия из области художественного творчества и изящных искусств.