В основе веры в дьявола противопоставление двух начал — веры в доброго или злого бога. Поэтому синонимом слова «дьявол» часто было слово «противник» или антагонист. Дьявол воспринимался как носитель высшего зла, противостоящий христианскому богу. Противопоставление этих двух начал отразилось и в самом названии «дьявол», которое происходит от греческого diabolos, означающего обвинитель или клеветник.
При переводе Ветхого Завета на греческий в третьем веке до н.э. слово diabolos было использовано вместо еврейского сатана для обозначения ангелоподобного существа, чьей обязанностью было исполнение воли божьей. Такой дьявол действует, например, в библейской «Книге Иова». Но с течением времени этот образ претерпел изменения.
В соответствии с христианским учением мир делится на царство божие и царство дьявола, между которыми идет постоянная борьба за господство над душами людей. Интересно, что ранние христиане не всегда представляли дьявола в виде человека. Вначале они считали, что дьявол – зверь, лишь похожий на человека, с ослиными ногами и копытами.
Но дьявол мог принять и облик леопарда, медведя, лошади, волка и даже скорпиона. «Лев рычал, как будто хотел напасть, буйвол, казалось, хотел поднять на свои рога, змея извивалась».
Дьявол сохранил черты традиционного мифологического персонажа, который имеет помощников на Земле и передает им свою силу и способность творить зло. Одним из них, например, является ведьма.
Вера в дьявола сохранилась до наших дней, Она проявляется в молитвах и других действиях верующих, направленных на то, чтобы обезопасить себя от влияния злых духов.