Во второй половине XVII века в Неаполе (Италия) сложился жанр, который называется оперой-сериа, что в переводе означает «серьезная опера». В отличие от комической, оперу-сериа принято считать оперой солистов, в ней нет хора и балета. Основателем неаполитанской музыкальной школы и автором первых опер-сериа является Алессандро Скарлатти, штатный композитор неаполитанского оперного театра «Сан-Бартоломео».
Композиторская деятельность Скарлатти связана с концом XVII — началом XVIII веков. Это период, в который жили и творили такие гении, как Вивальди, Гендель, Бах. Сначала Скарлатти работал в Риме, а потом в Неаполе. Он автор 20 ораторий, множества кантат, мадригалов и месс, преподаватель консерватории. Но наибольшую ценность представляет его оперное наследие.
Скарлатти — автор классических образцов оперы-сериа, а по количеству созданных музыкальных спектаклей он не имеет себе равных — до нас дошли 115 его опер!
Но творчество композитора — это не только памятник истории музыки. Его благородные, прекрасные мелодии живы и по сей день, воздействуя на слушателей силой подлинного искусства. Неаполитанская школа, сложившаяся вокруг Скарлатти, притягивала к себе мечтающих об учебе молодых музыкантов со всех концов мира.
Среди замечательных начинаний великого маэстро, которые направили развитие итальянской оперы по совершенно новому пути, следует отметить внедрение увертюры из трех частей (быстрая-медленная-быстрая), арии и мощное звучание оркестра, которое подняло сопровождаемые партии на более высокий уровень.