Первоначально гобеленами называли вытканные вручную ковры с различными изображениями. Их возникновение относится к раннему средневековью. В отличие от шпалер, рисунки на гобелене вышивались, а не ткались.
Один из наиболее известных гобеленов был создан в 1066 г., после того, как Вильгельм Завоеватель покорил Англию. Чтобы увековечить эту победу, один из его родственников заказал вышивку на гобелене. Она вошла в историю как гобелен Bayeux. Это был огромный, длиной в 70 метров, кусок специального льняного полотна. На нем размещены 72 искусно вытканных живописных сцены, рассказывающие историю победы Вильгельма. Подписи на латинском языке под каждой из картин поясняют происходящее и прославляют искусство полководца.
Гобелен быстро становится одной из главных деталей внутреннего убранства феодальных замков. Этому способствовала простота (по сравнению с долгим по времени ткачеством шпалер), а также и более низкая стоимость.
Настоящий расцвет этого искусства наступает в эпоху барокко. В это время открываются многочисленные мастерские, где работают многие десятки искусных мастеров. Одной из крупнейших была действующая и поныне парижская мануфактура.
Она была учреждена в предместье Сен-Марсель в 1662 г, для обслуживания многочисленных королевских дворцов. Ее ядром стала мастерская известных с XV в. красильщиков Гобеленов (Gobellins), имя которых утвердилось и за мануфактурой, и за ее изделиями.
Гобелены выполнялись цветными шерстяными и шелковыми (иногда серебряными и золотыми) нитками по рисункам (картонам) управлявшего мануфактурой Ш.Лебрена, а в XVIII в. — Ф.Буше, Ж.Б.Удри и других художников.
Гобелены ткались на специальных ручных станках по отдельным участкам, а затем сшивались в единое целое тонкой шелковой нитью.
Характерная особенность гобелена — рубчатая поверхность лицевой стороны, создаваемая нитями основы, и неровная поверхность оборотной стороны, образуемая швами и нитями утка. Число цветов и оттенков на одном гобелене могло достигать нескольких тысяч.
Высокие художественные достоинства гобеленов XVII-XVIII вв. сделали их настолько популярными, что гобеленами стали называть и подражавшие им шпалеры, а в XIX в. — даже машинное обивочное полотно плотного плетения.
В конце 1930-начале 40-х гг. искусство гобелена возродилось на новой художественной основе в мастерских Обюссона. Однако теперь их стали ткать с использованием новых материалов и техники, напоминавшей изготовление стенного ковра, используя более толстые нити и сократив количество цветов до 40. Рисунки для гобеленов в это время делали многие крупные художники XX века: А.Матисс, Ф.Ле-же, Ле Корбюзье, Ж.Пикар-Леду.
Бурный расцвет это древнее искусство переживает и в наше время. Однако для современных гобеленов характерна более свободная композиция, использование синтетических нитей.
Вот какая интересная история у гобелена.