В одном из своих интервью Мастроянни говорил о том, что не представляет себе иного занятия, кроме одного: он должен постоянно играть, быть актером: «Играть — единственное, что меня возбуждает, заставляет чувствовать себя живым… Мне очень не нравится, когда об актерах рассказывают всякие небылицы. Мы такие же работяги, как и все».
Вероятно, этими словами и стоит начать рассказ о таком выдающемся мастере, каким был Марчелло Мастроянни. Он был актером, настоящим, разноплановым, всесторонним. Не случайно, что Мастроянни приглашали сниматься самые прославленные режиссеры XX века, которые работают на киностудиях разных стран мира.
Марчелло Мастроянни родился в маленьком городке близ Рима, по некоторым сведениям, в крестьянской семье. Его дядя Умберто Мастроянни был известным скульптором. Сам же Марчелло никогда не считал себя особенным знатоком изобразительного искусства. Зато уже ребенком он участвовал в представлениях церковного театрика. Потом, в конце тридцатых, выполнял различные поручения в театре и одновременно играл небольшие роли.
Во время второй мировой войны Марчелло устроился работать водителем автомобиля. С приходом немцев в Италию он буквально случайно избежал концлагеря. После военных лет он вновь вернулся в Рим, где подрабатывал клерком, а по вечерам играл различные роли. Его профессиональная карьера началась с любительской университетской группы в Риме, после чего будущий известный кинорежиссер Л.Висконти, который в ту пору ставил театральные спектакли, пригласил молодого актера в свою труппу.
Свою первую роль в кино Марчелло Мастроянни получил в 1947 году в фильме режиссера Р.Фреда «Отверженные». Стоило только Марчелло начать сниматься, как его внешность сразу же привлекла внимание и других режиссеров. В 1949 году вышла уже новая картина с участием Мастроянни «Августовское воскресенье», которая имела шумный успех. Молодого актера запомнили и зрители, а для него самого съемка в кино стало любимым делом и недостатка ролей он абсолютно не испытывал. В 1952 году Марчелло Мастроянни снялся в картине «Девушка с площади Испании», еще через пару лет — в фильме «Дни любви».
В этих и других своих ранних работах (а Мастроянни в тот период снимался очень много) Марчелло сыграл практически самого себя — обаятельного итальянца послевоенного поколения, в чем-то наивного, немного простодушного и трудолюбивого. Именно таким он предстал перед зрителями и в фильме «Повесть о бедных влюбленных», которая вышла в 1953 году, и в 1962 году в картине «Семейная хроника» режиссера В.Дзурлини.
Более лирический вариант героя, с небольшим ностальгическим оттенком, он создает в 1957 году в образе Мечтателя в фильме режиссера Лукино Висконти «Белые ночи». В фильме Висконти, снятом по произведению Ф.Достоевского, состоялось одно из первых знакомств Мастроянни с русской классикой.
Конечно, поначалу многие режиссеры стремились в первую очередь использовать прекрасные внешние данные Мастроянни, предлагая ему чуждые его характеру образы. Об этом впоследствии говорил и сам Мастроянни и сетовал на то, что режиссеры будут стремиться делать из него интеллигента, в то время как его природная натура совершенно иная: он всегда свой среди своих, простой итальянец. Но именно роли традиционного амплуа — классического сердцееда — принесли Марчелло Мастроянни мировую и европейскую славу.
В шестидесятые годы Мастроянни начинает сниматься в фильмах двух крупнейших режиссеров Италии — Ф.Феллини и М.Антониони. Критики до сих пор не могут прийти к единому мнению, кто из них первый сделал Мастроянни знаменитым. Некоторые считают, что Мастроянни стал широко известен, когда в 1960 году появился на экранах в роли писателя в картине Антониони «Ночь».
Другие полагают, что именно Феллини по-настоящему открыл актера, сняв его в том же, 1960 году, в картине «Сладкая жизнь», а через два года — в другом своем знаменитом фильме «Восемь с половиной». Говорили также о том, что Мастроянни как бы воссоздает второе «я» режиссера. Их сотрудничество завершилось в 11986 году совместной работой над картиной «Джинджер и Фред». А до этого Марчелло еще снимется у Феллини в 1980 году в одном из признанных шедевров выдающегося мастера — картине «Город женщин».
Есть и другое, широко распространенное мнение, которое связывает имя и успех Мастроянни с другой выдающейся звездой итальянского кино — Софией Лорен. Считается, что успех на экране им был обеспечен сразу же, как только они встретились и создали на экране свой блестящий дуэт. Среди всех фильмов, где они появлялись вместе, наибольший успех выпал многосерийной картине «Особенный день», которая была снята в 1977 году.
Однако своего рода «визитной карточкой» самого Мастроянни стали все же другие фильмы, и в частности, «Развод по-итальянски» режиссера П.Джерми, который вышел на экраны в 1961 году, и «Брак по-итальянски» режиссера В.Де Сика (1964). Он играл здесь с каким-то особым изяществом, грациозностью, самовлюбленностью и вместе с тем с некоей философичностью.
Сыгранные Мастроянни роли выявили в нем амплуа как драматического, так и романтического и в то же время ироничного героя. Подобная многогранность дарования и снискала ему любовь у зрителя. Мастроянни всегда легко узнать, и он неотразим. Один из рецензентов так обозначил тип, созданный им на экране: «Растерянный, милый, суетливый, неунывающий, нервный горожанин — герой-любовник второй половины XX века».
Но были в жизни Мастроянни совершенно особые роли. Они связаны с игрой в пьесах А.Чехова. В молодости он играл на сцене в «Трех сестрах» и «Дяде Ване». А потом наступило время братьев Михалковых. В фильме «Очи черные» (1992, режиссер Н.Михалков) партнерами Мастроянни стала целая плеяда блестящих русских артистов — Ю.Богатырев, И.Смоктуновский, О.Табаков.
После этого Мастроянни играл в самых разножанровых фильмах: и комедии «Чин-чин» (1991), и драме «Три жизни и одна смерть», в которой снимался вместе со своей дочерью от гражданского брака с Катрин Денёв — Кьярой. Имея своими родителями двух таких знаменитых актеров, Кьяра тем не менее самостоятельно приняла решение стать актрисой и сама пробивает себе путь в кино.
За свою жизнь Марчелло Мастроянни сыграл в кино 160 разноплановых ролей, причем ко всем
большим и маленьким — относился одинаково и оценивал их как уже сделанную работу. Об этом можно сказать и метафорично, как это сделал сам Мастроянни: «Мои фильмы меня интересуют меньше всего, потому что, когда фильм снят это как любовь, которая заканчивается».
В жизни его называли «великим Казановой», хотя он и бывал официально женат. Конечно, не все партнерши по фильмам становились его фактическими подружками. Но тем не менее вокруг Мастроянни складывались самые разные слухи. В последний же час его проводили дочери Барбара от жены Флоры и Кьяра — от Катрин Денёв. У смертного одра Марчелло Мастроянни находилась и сама выдающаяся французская актриса, а также агент, ведавший его делами в течение сорока лет, — Джованни Као. Дочери искренне оплакивали своего великого отца, так как никогда в жизни он не давал им ни малейшего повода к обиде, как бы ни складывались его отношения с женами.
1996 год оказался последним для Мастроянни. Вначале он был госпитализирован с диагнозом обострение почечной болезни». Недомогание не позволило актеру продолжить театральные гастроли по городам Италии. А ведь только в конце 1995 года в Венеции с успехом прошла премьера спектакля «Последние луны», и он должен был идти весь следующий год. В планах Марчелло Мастроянни была и новая работа в России, на этот раз в детективе по сюжету Т.Гуэрра. Снимать же картину «Тайна Марчелло, или Белая собака», в которой было бы всего понемножку: и юмора, и философии, и драмы, собирался режиссер В.Наумов. Этим планам уже не суждено сбыться. В России осталась только последняя фотография Марчелло Мастроянни, на которой он снят с актрисами Н.Белохвостиковой и Н.Наумовой, женой и дочерью режиссера, как напоминание о несостоявшемся проекте и как память о великом актере.
Гроб с телом Мастроянни был установлен на Капитолийском холме в историческом центре Рима, и тысячи итальянцев прощались там с великим соотечественником.