Как стал режиссером Федерико Феллини?

В истории мирового кино немного таких именитых и в то же время сложных и противоречивых режиссеров, как Феллини. Такова и его биография: знавшие его люди утверждают, что он и в жизни был такой, как его фильмы, — любил фантазировать и в то же время прочно, обеими ногами стоял на земле. До того, как прийти в кино, Феллини приобрел небогатый, но в то же время достаточно сумбурный жизненный опыт, многие эпизоды которого он потом отразил в своих фильмах.

Но этот опыт в какой-то степени помог Феллини найти свою тему в кино. Он снимал то, что хорошо знал и чувствовал в кино Феллини пришел совершенно случайно, даже не предполагая, что оно станет уделом всей его жизни, ведь в молодости будущий режиссер зарабатывал рисованием карикатур, а также сочинением текстов для комиксов.

Однако, несмотря на такую разбросанность интересов, Феллини был честолюбив и мечтал «завоевать столицу». Он приехал в Рим, где тоже сменил несколько профессий: какое-то время работал журналистом, страховым агентом, рисовал карикатуры. Но знакомство с актером Альдо Фабржци, который ввел Федерико в мир театра, стало для него знаковым. В это же самое время он занялся написанием сценариев для радиопостановок.

В кино Феллини стал работать сначала как сценарист. Это произошло в 1940 году. Обладавший остроумием и неистощимой выдумкой Феллини написал тогда сценарий для трех кинокомедий с участием известного комика Макарио («Пират — это я», «Не говори мне это» и «Вот видишь, какой я»).

В течение нескольких лет Феллини продолжал писать киносценарии для комедий и мелодрам и занимался своим любимым делом — карикатурами.

В 1945 году он вместе с режиссером Роберто Росселини и своим другом актером Фабрици начал работать над сценарием, из которого в дальнейшем получился фильм «Рим — открытый город». Этот фильм назвали также манифестом нового направления итальянского кино — неореализма.

С этого времени Феллини начал сотрудничать с известными режиссерами. Вместе с Росселини они сделали еще несколько фильмов, после чего Феллини, по его словам, влюбился в кино и понял, что его призвание — режиссура.

По сценариям Феллини ставят фильмы и другие режиссеры — А.Латтуда, П.Джерми.

Его режиссерский дебют состоялся только в 1950 году, когда он поставил фильм «Огни варьете». Однако фильм не имел особого успеха, и Феллини снова занялся сценариями.

Второй фильм родился как бы случайно, Феллини написал сценарий по заказу известного режиссера Микеланджело Антониони, который в ту пору занимался документальным кино. Антониони сценарий не понравился, и он от него отказался. Тогда Феллини решил сам снять по нему фильм, который получил название «Белый шейх». Этот фильм, почти целиком построенный на жизненном опыте автора, получил хорошие отзывы, и друзья настояли, чтобы Феллини показал его на Венецианском фестивале. Но там его встретили очень прохладно, и фильм не получил никакой премии. Одной из причин такого отношения к фильму стало участие в нем комического актера Альберто Сорди. Он был тогда еще неизвестным актером и не понравился критикам.

Феллини потом не раз снимал Сорди в своих фильмах, но они уже оба стали знаменитыми, и критики о них писали с восторгом. Тогда же вспомнили и о «Белом шейхе», которым оценили уже по-другому.

После «Белого шейха» Феллини задумал создать большой фильм о трагедии одиночества человека, в чужом и враждебном мире, о том, как каждый человек страдает из-за непонимания и разобщенности людей. Но у него не было денег на этот фильм, и он опять решил снимать то, что казалось ему проще, и то, что он хорошо знал из своей юности. Так появился его фильм «Маменькины сынки» о великовозрастных бездельниках, которых было полным-полно в любом городе и с которыми он провел свою юность.

Фильм получил премию «Серебряный лев» на Венецианском фестивале 1953 года, что вселило уверенность в режиссера. Мировая известность и слава пришли к Феллини, начиная с фильма «Дорога» (1954, в российском прокате «Они бродили по дорогам»), который получил премию не только на международном кинофестивале в Венеции, но и премию «Оскар».

В этом фильме роль смешной и трогательной клоунессы Джельсомины сыграла актриса Джульетта Мазина, которая стала впоследствии женой режиссера, и снималась во многих его фильмах. Актриса пережила его всего на год — ее сердце не выдержало разлуки с любимым.

В лентах «Мошенничество» (1955) и «Ночи Кабирии» (1957, премия «Оскар») Феллини продолжил тематику «Дороги», для него постепенно главным становится остросоциальный конфликт, который часто решался как противостояние добра и зла.

Для этого он мастерски использовал крупный план: всему миру запомнилась знаменитая прощальная улыбка Кабирии — Мазины.

Несмотря на то что теперь практически, все его фильмы имели огромный успех, режиссеру приходилось затрачивать немало усилий, чтобы найти деньги на новые постановки. Например, от фильма «Ночи Кабирии» отказались 11 продюсеров, а от фильма «Сладкая жизнь» — 7. Благополучные люди никак не хотели признавать, что в их великом Риме процветают все пороки, которые только есть в жизни. Феллини приходилось даже обращаться за помощью к католической церкви и доказывать гуманный и христианский пафос своих фильмов.

Так было и с фильмом «Сладкая жизнь», который вызвал восхищение одних и протесты других. Со страниц журналов и газет дискуссия о «Сладкой жизни» перекинулась в парламент. Депутаты требовали, чтобы вмешалась цензура и вырезала из фильма всю «грязь».

Фильм делал астрономические сборы и в самой Италии, и за рубежом и получил такое же астрономическое количество ругательств. Одна только «Оссерваторе романо» (газета Ватикана) поместила 11 статей, в пух и прах громящих фильм Феллини.

Причем критические нападки касались не только содержания фильма, ко и творческого метода режиссера. Его объявили чересчур сложным и «заумным». Метод Феллини действительно был сложен, но, как ни странно, его фильмы прекрасно понимали и простые зрители, и интеллектуалы. Он пользовался всеми техническими возможностями игрового кино и в то же время использовал приемы эпического повествования. Отсюда в его картинах появляется сложно организованный поток образов, полных сарказма, иронии и гнева. Продолжая использовать средства комического, Феллини углубляет их, прибегая к приемам карикатуры.

Следующая работа Феллини «8 1/2» (1963), также удостоенная ряда премий, в том числе Большого приза Московского международного кинофестиваля, а также премии «Оскар», стала этапной в творческой деятельности режиссера. В автобиографической форме он рассказал о том, как снимаются фильмы. Успеху картины во многом способствовала игра знаменитого актера Марчелло Мастроянни.

В фильме «Сатирикон», снятом в 1969 году по книге древнеримского писателя Петрония, через тему гибели древней цивилизации прозвучало своеобразное предостережение современному обществу.

В отличие от других известных режиссеров, Феллини занимался и экранизацией произведенный других авторов. Так, в 1976 году в свойственной ему иронической тональности он создал фильм «Казанова» о великом авантюристе. Вместе с французскими режиссерами Р.Вадимом и Л.Молем Феллини участвовал в постановке фильма ужасов по мотивам рассказов Эдгара По «Три шага в бреду».

В творчестве Федерико Феллини было несколько тем, которые он развивал всю жизнь. Какие-то из них получили свое завершение в ряде его последующих фильмов: «Клоуны» (1970), «Рим» (1972), «Амаркорд» (1974), удостоенным премии «Оскар». Это вечные темы добра и зла, отрицания жестокости и несправедливости, идеалы добра и красоты.

Федерико Феллини умер 31 октября 1993 года в Риме. Он прожил интересную творческую жизнь и оставил о себе память в своих фильмах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий