Русский поэт Константин Бальмонт

Кумиры бывали во все времена. В начале XX века таким кумиром для многих читателей был Константин Бальмонт. Одна из блестящих писательниц, автор коротких юмористических рассказов, Н.Тэффи, вспоминала: «Россия была именно влюблена в Бальмонта. Все — от светских салонов до глухого городка где-нибудь в Могилевской губернии знали —Бальмонта. Его читали, декламировали и пели с эстрады. Кавалеры нашептывали его слова своим дамам, гимназистки переписывали в тетрадки…»
Вместе с тем уже поколение молодых поэтов тридцатых годов своими кумирами считало Блока и Гумилева, но отнюдь не Бальмонта. Однако имя реформатора стиха периода серебряного века не кануло в лету. И свидетельством тому являются современные публикации его произведений.
Будущий поэт родился в семье земского деятеля в русской глубинке. Детство его прошло в родовом поместье, где мать много читала ему, знакомила с творчеством известных поэтов и писателей, поэтому мальчик рано приобщился к литературе, а затем и избрал ее своей профессией. Бальмонт несколько раз порывался получить серьезное образование, стать юристом, но любовь к творчеству оказалась сильнее. В 1890 году он выпустил первый сборник стихов, который вскоре показался ему неудачным, и он впоследствии его уничтожил.
Сам Бальмонт своей первой настоящей книгой считал сборник «Под северным небом», выпущенный в 1894 году, где уже проявились свойственные его поэзии музыкальность и особая напевность. Затем у него наступает необычайно плодотворный период творчества, когда следует книга за книгой: стихи, очерки, переводы и, наконец, собрание сочинений.
Одновременно с творческой работой Бальмонт много путешествует. Он объездил практически всю Европу: Францию, Испанию, Голландию, Англию, Италию, усиленно изучая языки и культуру западноевропейских стран. Бальмонт читал в подлиннике Сервантеса, Шекспира, Гете, Бодлера, Руставели, переводил, по некоторым сведениям, с тридцати языков.

Трудно сказать, поэзия каких народов была незнакома Бальмонту. Он одинаково увлекался египетской «Книгой мертвых», японскими короткими стихотворениями — хокку — и современной европейской поэзией. В 1912 году он даже предпринял кругосветное путешествие и побывал в Океании, где переводил национальный фольклор аборигенов. Любовь же к восточной мудрости сохранилась у Бальмонта на всю жизнь. Он работал над древнеиндийскими памятниками — перевел с санскрита поэму «Асвагоша» (Жизнь Будды), знаменитую «Упанишады», ведические гимны, драмы Калидасы.
Широкий читатель узнал Бальмонта с 1900 года, когда вышел новый сборник поэта «Горящие здания» . Название становится программным для зрелого периода его творчества, а основными словами-символами — свет, огонь, солнце. Отсюда и такие названия книг, как «Солнечная пряжа», «Сонеты солнца, меда и луны», «Северное сияние».
В сознании читателей Бальмонт создает легенду о солнечном поэте, который проповедует радость бытия, утверждает светлое, радостное мироощущение, поет гимн свободе, движению, любви. Он говорит о горении чувств, пожаре души, любовном экстазе. Свободный анархический дух стихов как бы усиливался и внешностью поэта. Бальмонт был выше среднего роста, ходил с огненно-рыжей копной волос, которую не стриг и в старости, отращивая нечто вроде львиной гривы.
Одновременно Бальмонт создает и особый музыкальный стих, основанный на звукописи. Он практически неповторим в интерпретации звуковых эффектов. Его стихотворение «Ветер» становится классическим примером игры с гласными и согласными. Бальмонт во многом обновил традиционную форму сонета, за короткий период, в 1916-1917 годах, он создает 255 сонетов, которые вошли в его сборник «Сонеты солнца, меда и луны».
Сложное отношение Бальмонта к Родине во многом определило его дальнейшую судьбу. Он рассматривал ее как часть общеславянского мира, мечтал о духовном обновлении. Но новые порядки, которые наступили вместе с революцией, он не принял. По мере развития революционных событий он все чаще сталкивался с разрушительным началом, подавлением личности.
Получив разрешение, в 1920 году Бальмонт навсегда покидает Россию, но продолжает пристально следить за происходящим на родине, много работает: пишет новые стихи, переиздает старые, впервые обращается к мемуарной прозе.
Однако можно сказать и о том, что двадцать два с половиной года в эмиграции — это не только счастливый период творчества, долгожданного уединения и увлекательных путешествий, но и дни одиночества. Время славы Бальмонта прошло, у него прогрессирует психическое заболевание, которое еще больше усугубляется трудными бытовыми условиями. В последнее пятилетие Бальмонт почти не писал и умер фактически в полной безвестности.

Рейтинг
( 64 оценки, среднее 0.95 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий