Откуда ведут свое начало, кто такие казаки, их нравы и обычаи – разберемся вместе.
Что означает слово “казак”?
“Казак” – слово, употребляемое с 14 века, впервые оно упоминалось в значении “стража”. Существует несколько версий значения и происхождения.
- Тюрское происхождение, в значении вольный кочевник, свободный человек. Применялось к человеку, который самостоятельно или всей семьей отделился от государства и его “опеки”. Живет в степи и сам себя содержит. Казаком мог стать и недовольный правителем подданный, ушедший на вольные хлеба. К казакам относят и людей, покинувших своего господина после поражения в битве или сражении. Еще их называют кочевниками.
- Еще одна версия – монгольское происхождение. Переводится как “ко” — “броня и “зах” — “рубеж”.
- Яковенко Н.Н., украинский историк, считает, что изначально слово обозначало работника по найму, а у татар – наемного солдата, покинувшего свою военную дружину, орду. Но позже значение расширилось и стало обозначать разбойника, искателя приключений, холостяка, ведущего неприкаянную жизнь.
Происхождение самого явления
Происхождение казачества как сути тоже имеет несколько версий.
- Л.Гумилев, В.Шамбаров считают, казаками стали обрусевшие восточные народы: касоги, черкесы, хазары.
- В дославянские времена в степях черного моря и в южно-русских степях располагались империи тюрков. Они были подвержены ассимиляции (то есть смешению) со славянами в дальнейшем.
- По мнению В. Соловьева, казаки – славянский народ, поселившийся на пустующих землях степей.
Как жили казаки: быт, нравы, обычаи
Станицами называли поселения казаков донских, слободой – малороссийских. Селами называли у казаков волгских. Если казак был зажиточным и имел обособленную усадьбу с хозяйством, ее называли хутором.
Дом у казаков – это хата или курень. Снаружи его обмазывали глиной, крышу застилали соломой.
Мебель гостевой комнаты составляли стол, лавки, на которых размещалась вся семья. Для одежды – сундуки. Божница – здесь клали поклоны иконам, зажигали лампаду. Были в хате и спальни – спали на кроватях и иногда на сундуках. Отдельно располагалась кухня. Во дворе ставили сарай или амбар, сам двор обносили плетнем.
Кухня казаков мало отличается от русской: женщины пекли хлеб и пироги, готовили каши, уху, морс из вишни и квас. От восточных корней в кухне остался изюм и нардек (мед из арбузов).
Казаки разводили коней, занимались ловлей рыбы, выращивали гречку, арбузы, дыни.
Одежда
Головной убор казака – папаха или фуражка. Рубаха – с погонами, на штанах – лампасы. Обязательно у казака была и черкеска – верхняя одежда, кафтан без ворота. Цвета форменной одежды отличался по войскам и месту , где жили казаки.
Женщины носили длинные юбки и рубахи с длинным рукавом, платья, шаровары – многие наряды достались “в наследство” от казахов. В отличии от крестьянок казачки ходили с непокрытой головой, и лишь повязывали платок вокруг волос.
Культура и традиции
На праздниках и гуляниях много пели и танцевали. Были походные песни и песни для поминок, например, Черный ворон. При проведении войсковых празднеств молодые казаки устраивали соревнования – Шермиции. Мерились силой и сноровкой, поднимали престиж своей семьи и показывали себя во всей красе перед невестами. Полковой священник проводил молебны во время общих собраний. Ярмарка – также большое событие в жизни казаков. Здесь велась и торговля, и общение с единомышленниками, обсуждались местные новости.
Обряды казаков похожи на русские, но имеют некоторые особенности. Связано это с жизненным укладом. Когда хоронили мужчину, за гробом вели его коня, потом шли родственники и близкие люди. Конь считался помощником и защитником хозяина в битве, поэтому ему уделяли такую почесть. У вдовы под иконами лежала шапка умершего.
Уделяли внимание ритуалам при проводах на войну. Жена кланялась коню и просила вернуть супруга живым и здоровым. Мать благословляла с иконой, отец отдавал свою пику со строгим наказом вернуть ее назад, чтобы потом передать своему сыну. Переходя через реку своего поселения, казаки умывали ее лицо, кланялись земле и молились, повернувшись к Храму.
Из походов и сражений казаков встречали всей станицей с хлебом-солью. Мужчины въезжали торжественно, в руках держали икону Святого Спасителя. Следовали в храм – там служили молебен. Казаки оставляли в церкви дары. Они считали, что все победы и удачи – благодаря милости Бога.
В домах заранее знали о возвращении казаков со службы. Курень убирали особо тщательно, на встречу собирались все родные. Казак снимал фуражку, крестился, заходил в дом. Крестился перед иконами, трижды кланялся. Обнимал родителей и только потом – жену.
С особым торжеством праздновали свадьбу. И здесь множество ритуалов: смотрины невесты, сватовство жениха и его родителей, празднование в доме будущей жены, а затем – в доме жениха. Мероприятие сопровождалось танцами и песнями. Гости надевали самые лучшие наряды. Казаки – обязательно с оружием, женщины – в ярких платьях.
Отношение к вере
Обычаи, ценности и традиции казаков переплетены с Православием. Вера занимает главное место в культуре казачества.
Казаки, будучи воинами, служили государю, отечеству, Родной земле. И свою жизнь они представляли как служение с оружием в руках. Для защиты Родины и своей веры. Известен своего рода девиз: «Кто хочет за веру христианскую быть посаженным на кол, кто хочет быть четвертован, колесован, кто готов претерпеть всякие муки за Святой Крест, кто не боится смерти – приставай к нам!».Религия определяла и быт казаков, наполнение их жизни – как на войне, так и в мирное время. Казаки свято чтили Христианскую веру, поступали в соответствии с законами Библии: дела начинали с молитвенными словами, помогали тем, кто в нужде. В работе соблюдали церковные дни – дни отдыха. Соблюдали пост, молились и причащались.
Новорожденных обязательно крестили, жених и невеста венчались в церкви, их благословляли иконой. В храмах служили молебны, когда казаки уходили на службу. Если человек умирал – проводили отпевание.
Отношения с властью
В начале 1600 годов землевладельцы не могли прокормить своих боевых слуг (холопов). Люди бежали в вольные степи. Беглецы, имеющие опыт сражений, объединялись в группы, разбойничали, в последствии образовывали вольное казачество. Это еще одна особенность казаков – умение воевать. Изначально казаки были наемными воинами. Они охраняли границы государства за плату. Со временем казаки стали самостоятельной армией. При этом они никому не подчинялись, и порой вызывали недовольство русских царей. При Петре 1 казаки были обязаны служить в армии царя.
Уже в 1847 году было положение, которое делило служащих на три разряда: приготовительный. Здесь казаки проходили первоначальную подготовку. Обычно она проходила по месту жительства и длилась три года. Второй разряд – строевой. Казак служил 4 года в полку, а после уходил в льготную очередь – в общей сложности на 8 лет. Третий разряд – запасной. Назначение – пополнять потери и убыли в строевых частях и формировать новые части во время войны.
Бунты казаков
Государство требовало от казаков подчинения. Обязательная служба в армии ограничивала свободы, а также нарушала традиции жизни казачества. Поэтому казаки часто бунтовали против власти. Известны восстания Михаила Баловнева в 1614-15 годах, Балаша Ивана в 1632-34 годах, Степана Разина (1670-71 годы), Емельяна Пугачева (1773-1775 годах). Восстания и бунты приносили кровопролития и смуту, жестоко подавлялись властями.
Казаки, революция, Гражданская война
Основная часть казачества во время гражданской войны выступило против советской власти и оказали всесильную поддержку Белому движению. Против большевиков выступали Оренбургская, Уральская и Донская армии. Некоторые казаки перешли на сторону большевиков.
После победы Красных, войска казаков расформировали, казаки были подвергнуты репрессиям. Их истребляли целыми семьями. Расстреливали, ссылали, всех, кто даже косвенно имел отношение к противникам красной армии. В 1992 году был издан Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации Закона Российской Федерации „О реабилитации репрессированных народов“ в отношении казачества».
Роль казачества в Великой Отечественной Войне
В СССР на всех казаков было наложено ограничение на прохождение службы в Рабоче-крестьянской Красной Армии. В 1936 году ЦИК выпустил постановление, отменяющее это ограничение. Казаки поддержали это решение.
С началом Великой Войны казачьи военные части активно приняли участие в боевых действиях против немецких захватчиков. Казачьи вновь сформированные части были плохо вооружены. Мужчины имели холодное оружие и колхозных лошадей. Это не мешало им доблестно бороться с противником. Не имея противотанковых мин, они прыгали на танк и закрывали черкеской смотровые отверстия железных убийц, кидали зажигательные смеси в машины противнику.
Заключение
Казачество как явление пережило эволюцию: от кочевого разбойника до бесстрашного защитника своего отечества, Родины. Сегодня большая часть казаков ассимилирована ( то есть смешана с другими народами, национальностями). Но это не мешает успешно возрождать быт и культуру казачества и в России, и на Украине.