Первые рисунки, двигавшиеся перед глазами зрителя, были созданы бельгийским физиком Ж.Плато еще в 1832 году. Созданный им прибор — фенакистископ, главной частью которого был картонный диск с множеством рисунков, — позволял проанализировать фазы движения человеческого тела.
Спустя сорок пять лет, в 1877 году, художник Э.Рейно использовал его для создания праксиноскопа — прибора, проецирующего движущееся изображение на экран. Его «оптический театр», работавший в парижском музее Гревен, пользовался успехом у зрителей, но так и остался лишь развлечением.
Лишь в 1905 году, через десять лет после изобретения кино, американцы С.Блэк-тон и У.Маккей впервые сняли на кинопленку рисунки и создали прообраз мультипликационного кино. В чем же заключается секрет «оживания рисунков»?
Он основан на свойстве человеческого глаза удерживать на сетчатке любое изображение в течение одной двадцатой доли секунды. Это явление называется персистенцией, или инерцией зрительных впечатлений. Так как в проекторе за секунду пробегает 24 кадра, то для глаза все они сливаются в одно движущееся изображение. Значит, для «оживления» нужно сделать множество рисунков одного и того же объекта, на каждом из которых он изображается чуть-чуть по-другому. Вот почему втот вид кинематографа получил название «мультипликация». В переводе с латинского это слово означает «умножение», а первые художники как раз тем и занимались, что размножали сделанные заранее рисунки.
Позднее, когда появились не только рисованные, но и кукольные мультфильмы, для них придумали другое название — «анимация». Оно происходит от латинского слова «анима» — душа и означает «одушевление». Но многим более близко старое и привычное понятие мультипликации.