После принятия христианства на Руси появилось церковное пение — необходимая часть христианского богослужения. Оно очень сильно отличалось от народных песен, которые составляли неотъемлемую часть повседневной жизни каждого человека.
Поэтому уже с XII века появляются специальные певческие рукописи, содержащие записи слов и напевов, которые должны были сопровождать богослужение. Для записи напевов в них применялись особые знаки — «крюки» или «знамена». С их помощью записывалась высота звука и темп, с которым надо было исполнять то или иное песнопение.
Несмотря на широкую распространенность, к XVII веку эти знаки уступают место европейской системе нотной записи на пяти линейках. Вот почему современным исследователям приходится расшифровывать эти крюковые «ноты» так же, как расшифровывается тайнопись. Вдобавок многие исполнители, составлявшие свои сборники песнопений, расставляли в них собственные пометы — особые знаки, которые помогали исполнять текст по нотам. Вот почему расшифровка древнерусских нотных текстов идет так медленно и до настоящего времени мы располагаем лишь сравнительно небольшим, количеством произведений, звучание которых восстановлено в том виде, в каком его слышали наши далекие предки.
Из нотных рукописей нам стали известны и имена древнейших русских композиторов и певцов, например, известного певца XVII века Ивана Шайдура, а также монаха Александра Мезенца, жившего в Киеве и составившего руководство для обучения искусству пения.
Одним из известных певцов и композиторов XVI века был Феодор Крестьянин, который жил в Александровской слободе, когда там находился Иван Грозный. Он составил собрание так называемых стихир — музыкальных произведений на библейские тексты. Это произведение сразу же приобрело огромную популярность и продолжало исполняться во время богослужения на протяжении всего последующего века. Так, в 1652 году они прозвучали во время торжественного провозглашения многолетия царю Алексею Михайловичу.