Для огромной России дороги всегда имели исключительное значение. Но на протяжении веков единственным сухопутным видом транспорта был гужевой.
В 1834 году талантливые крепостные механики Черепановы (отец и сын) построили в России железную дорогу, с помощью которой перевозилась медная руда. Кстати, паровозы оригинальной конструкции были также созданы самими Черепановыми.
Ну, а первая российская железная дорога общего пользования была построена и открыта для движения в 1837 году. Она связывала Петербург с Царским Селом.
1 февраля 1842 года по указу императора Николая I началось строительство крупнейшей по тому времени магистрали между Петербургом и Москвой. Для этого была выбрана кратчайшая трасса, составившая 644 километра. В создании железной дороги участвовали такие русские инженеры и ученые, как П.П. Мельников, Д.И. Журавский, Н.О. Крафт и др.
Строительство велось в неимоверно трудных условиях. О каторжном труде рабочих, пожалуй, лучше всего рассказал в своем знаменитом стихотворении «Железная дорога» Н.А. Некрасов.
В 1851 году дорога была построена. На ней было возведено 272 больших сооружения, 184 моста. Первый пассажирский поезд из Петербурга в Москву отправился 1 ноября 1851 года. В нем ехало 192 пассажира, а продолжалось это путешествие 21 час 45 минут.
Быстрое развитие капитализма в России ускорило и железнодорожное строительство. К концу XIX века общая протяженность железных дорог страны составляла уже 53 тысячи километров.
А вот первые «электрички» у нас появились только в 1928 году. Они курсировали между Москвой и Мытищами.