В конце 1564 года царь Иван Грозный неожиданно покинул Москву и остановился за Троице-Сергиевым монастырем, в своей любимой Александровской слободе (ныне город Александров). Оттуда в январе следующего года он послал грамоту, извещая, что оставил свое царство из-за боярской измены. Когда к царю прибыла делегация москвичей с просьбой не оставлять власть, Иван пошел на это с условием, что ему не будут мешать «класть свою опалу» на изменников, а иных и казнить, а ему самому учинить себе особый двор — «опричнину». Получив согласие, царь обосновался в Александровской слободе, подобрал новый штат придворных и окружил себя тысячью послушных дворян. С этого момента Иван Грозный и повел ту политику, которая получила в истории название «опричной», или «опричнины».
Прежде всего царь разделил территорию страны на две части. Лучшие области он взял под свое управление — это и была та самая опричнина (старое русское слово «опришнина» означало особое владение). Остальные земли стали земщиной. Сюда из опричных областей выселялась княжеско-боярская знать со своими дворами.
Земщина управлялась Боярской думой, которая, правда, без согласия царя не могла принять ни одного важного решения. Кроме того, учреждая опричнину, царь потребовал от земщины огромный по тем временам разовый налог в 100 тысяч рублей.
Цель опричнины жестокий и подозрительный Иван видел в искоренении «крамолы»: ему всюду мерещились изменники. В действительности же многочисленные казни и конфискации имущества нанесли удар по всей княжеско-боярской аристократии и лишили ее большинства политических и экономических привилегий.
Волю царя активно выполняла его личная дворянская гвардия, выросшая в целое войско из 5-6 тысяч человек. Это и были знаменитые опричники, облеченные полной властью и отвечавшие за свои поступки только перед самодержцем.
Чтобы выделиться, опричники носили особые кафтаны, а также привязывали к своим седлам собачьи головы и метлы. Так не мудрствуя лукаво выражалась мысль, что они грызут царских врагов, как собаки, а метлой выметают из страны измену. Опричники хозяйничали в стране, словно у себя дома. Они частенько врывались в боярские усадьбы, жгли, грабили, пытали, мучили жителей, насиловали женщин. Народ стонал и люто ненавидел опричников.
Самым жестоким исполнителем злой царской воли был любимец Ивана Грозного Малюта Скуратов (по-настоящему его звали Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский). В 1569 году он, например, собственноручно задушил митрополита Московского Филиппа, не угодившего царю своим выступлением против опричной политики. В 1570 году опричники разгромили Тверь, Торжок и Новгород, где, судя по донесению Скуратова, было убито больше тысячи человек. Население облагалось непосильными налогами, для взимания которых Иван Грозный применял пытки и казни.
Опричнина привела к резкому усилению самодержавной власти. В 1572 году царь наконец отменил свое детище и даже возвратил владельцам часть конфискованных земель. Однако страна была разорена, особенно пострадали крестьяне. Что характерно, не поздоровилось и самим опричникам. Иван Грозный понял, что полагаться на буйную и жестокую стихию, толпу не следует. Почти все прежние любимцы царя подверглись мучительным пыткам и казням. Повезло лишь Малюте Скуратову, который погиб не от царской руки, а на войне в 1573 году.
Но ничто не могло вытравить память об ужасах опричнины. Слова «опричнина», «опричник» приобрели нарицательное значение. Смысл первого можно передать словом «жестокость», а второго – словами «самодур», «садист».