Кто такие были пилигримы

Пилигримы – кто они, и как появились? Прежде всего, это верующие люди, поставившего себе цель и отправившиеся в путь для ее выполнения. Обычно такой целью становится путешествие к святым местам. В России аналогом этому понятию служит термин паломничество.

Само слово «пилигрим» уходит корнями в латинский язык, в котором оно звучит как «peregrinus», что в дословном переводе означает «странствующий». Этим именем назывались первые христианские паломники, уходившие из Европы в Иерусалим, на родину Спасителя. Сведения о первых таких путешественниках относятся к III в. н. э.

Постепенно, по мере укрепления христианства, движение пилигримов набирало силу. В Средние века на территории Европы стали появляться целые сообщества организованных странников. Расширилось и количество объектов, куда направлялись паломники. Так, помимо Святой земли, появились и другие притягательные места, в частности, Рим или монастырь во Франции, связанный с деятельностью Бернара из Лурда, причисленного к лону святых.

Тонкая политика христианского духовенства по расширению своего влияния на еще неверующих во Христа людей постепенно увеличивалась. Пилигримство как движение было взято под опеку высшим церковным руководством. Доходило до того, что обязательное путешествие к Святым местам становилось мерой искупления для согрешивших. Так, в XI веке таким паломничеством в некоторых случаях заменяли церковное покаяние.

Стать пилигримом в Средние века было почетно. Люди, вернувшиеся на родину из такого путешествия, становились почти святыми. И для этого были свои причины. Сам поход занимал длительное время. В пути богомольцев ожидали многочисленные трудности, поэтому назад возвращались далеко не все отправившиеся в путешествие. Причем гарантией возвращения не становилось даже богатство и знатное происхождение. Так в пути погиб Роберт Дьявол, герцог Нормандский. Отец будущего завоевателя Англии Вильгельма, человек, закаленный в боях, суровый и беспощадный, отправившись в Палестину, умер в Никее.

Уходя в дорогу, пилигрим не должен был иметь при себе оружие. Его оберегали только посох да крест. Учитывая реалии тогдашней Европы, это было слабой защитой путешественнику. Но, даже добравшись до Иерусалима, еще не факт, что пилигрим мог попасть в нужное место. За вход в город каждый путешественник должен был заплатить золотую монету, которой у простого странника не могло быть в принципе.

По этой причине дорога для многих пилигримов заканчивалась под стенами Святого города. Они ходили вокруг Иерусалима, не имея возможности попасть внутрь, и массово гибли, кто от голода и жажды, а кто и от рук местных жителей, не слишком чествующих пришельцев. Но подобные трудности не пугали богомольцев, а наоборот, укрепляли их веру. Умереть же в местах, в которых бывал и терпел лишения Святитель, для многих было счастьем.

Но далеко не каждый желающий мог стать пилигримом. Для этого надо было предварительно получить разрешение у епископа. Кроме того что пилигрим должен был показывать пример истинного благочестия, церковь организовывала специальный трафик для таких путешественников. Каждый отправляющийся в путь получал своеобразный паспорт пилигрима, согласно которому путешественникам предоставляли приют в монастырях, встречающихся на их пути. Рядовым гражданам также рекомендовалось оказывать посильную помощь паломникам.

Постепенно множество монастырей подстроили свою работу специально под прием пилигримов. Как правило, такие религиозные заведения находились в местах, через которые проходил большой поток паломников. Позже такие монастыри стали именоваться госпиталями, то есть сооружениями, предназначенными для принятия гостей. Появился и ряд организаций, предлагающих услуги по помощи и охране пилигримов. Наиболее известным из них стал орден Госпитальеров (Иоаннитов), впоследствии преобразовавшийся в рыцарский.

Нельзя сказать, что пилигримами становились только рядовые граждане. К этому движению иногда присоединялись и люди довольно значительного ранга. Наиболее известными среди них были граф Барселонский Беренгард II и Роберт Фландрский, совершившие свои путешествия в XI веке. Еще один такой путешественник Фулько Черный, граф Анжу, прославился в Палестине как щедрый жертвователь. Будучи по жизни крайне жестоким человеком, он в какой-то момент решил отправиться в Палестину замаливать свои грехи. В пути он буквально переродился во вполне благочестивого человека.

Становясь пилигримами, знатные люди часто отправлялись в путь, сопровождаемые значительной свитой. Например, епископ Камбрэ Луиберт пошел в Палестину с тремя тысячами людей. В народе для таких больших паломнических коллективов придумали название «войска Господни». Впоследствии именно такие организованные паломнические группировки стали прообразом войск, участвовавших в первых крестовых походах на Святую землю.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий