Кто такой Сагалаев Эдуард Михайлович и какую роль он сыграл в жизни российского телевидения?

Кто такой Сагалаев Эдуард Михайлович биография и фильмы

В канун своего пятидесятилетия Эдуард Михайлович Сагалаев сказал в одном из интервью: «Я верю, что характер жизни и судьба человека во многом определяются либо до его рождения, либо в самые первые дни существования. Первые мои воспоминания — счастливые. Природа, радость движения. Тогда же я понял, что в опасности можно находить наслаждение». Неизвестно, определено ли было судьбой Сагалаеву сначала стать известным телевизионным ведущим, а потом за сравнительно короткое время руководителем двух престижных каналов российского телевидения. Однако опасности он не избегал никогда, за чужие спины не прятался, в большинстве случаев делал то, что считал нужным, а не то, что было велено, и еще в застойные годы прослыл человеком достойным, умеющим отстаивать собственную позицию и собственные взгляды.

Биография Эдуарда Сагалаева сообщает, что родился он в Самарканде, куда его раскулаченные предки в свое время переехали из Саратовской губернии. Отец его был военным, потом строителем, а мать — врачом. Она хотела, чтобы сын пошел по ее стопам, однако Эдуарда больше привлекала литература, он и сам писал стихи, поэтому после школы поступил на филологический факультет Самаркандского государственного университета, который и закончил в 1967 году.

Потом судьба привела его в журналистику, и с 1969 по 1972 год Сагалаев работал в газетах «Ленинский путь» и «Комсомолец Узбекистана». Из республиканской молодежной редакции он и попал в Москву, в ЦК ВЛКСМ, где стал работать в секторе печати, радио и телевидения.

Уже тогда, поближе познакомившись с телевидением, Сагалаев понял, что это его дело. И при первой же возможности он переходит работать на ТВ. Позже он объяснял этот шаг причинами романтическими: одна из его коллег влюбилась в человека, который не ответил ей взаимностью. И женщина решилась на отчаянный шаг — уехала в Сибирь заведовать детским садом. Но перед этим порекомендовала Сагалаева вместо себя на телевидение. Вполне возможно, что начало было именно таким, однако сейчас Эдуард Михайлович не представляет себе иной жизни. «… Я капитально влип в телевидение, — говорит он. — Как и все люди, которые любят ТВ, я здесь могу быть счастлив даже от частной удачи».

С тех пор как Сагалаев в 1975 году пришел работать на Центральное телевидение, его карьера развивалась стремительно. Довольно быстро он стал одним из самых интересных ведущих молодежной программы и заместителем главного редактора молодежной редакции ЦТ, потом главным редактором программы «Время». У него было много идей и много проектов, часть которых удалось реализовать. Так, в молодежной редакции он создал одну из первых передач для подростков — «12 этаж», которая была рассчитана на прямой, доверительный разговор с ними. Будучи главным редактором информационной программы «Время», Сагалаев сделал интересную информационно-аналитическую передачу «7 дней», идею которой потом перенял Е.Киселев в своих «Итогах». Но Сагалаев мечтал о другом — о создании хотя бы только одного независимого канала.

Однако тогда осуществить эти идеи было невозможно. Немногое в этом плане удалось Сагалаеву сделать и на посту заместителя генерального директора Всесоюзной государственной телерадиовещательной компа­нии «Останкино». Он задумал создать независи­мый, культурно-просветительский канал «ТВ-XXI век» в рамках государственного телевиде­ния. Но из этого ничего не вышло. Тогда Сага­лаев с помощью американского мультимиллио­нера Тэда Тернера, владельца могущественной американской телекомпании, выпускающей круглосуточную новостную программу Си-Эн-Эн, создает первую в России независимую телеком­панию «ТВ-б-Москва». Однако скоро Сагалаева перестала удовлетворять навязанная ему роль ретранслятора американской теле— и кинопродукции, и он отказался от услуг Тернера, переключившись на отечественных инвесторов.

И тем не менее Эдуард Михайлович еще долгие годы с удовольствием вспоминал время работы в молодежной редакции ЦТ, называя этот период одним из этапов своей особой влюбленности в телевидение.

Однако самую пылкую любовь Сагалаев все-таки испытывает к своему детищу — «ТВ-6». Причем эта любовь оказалась взаимной. Телекомпания не только устроила в честь пятидесятилетия своего основателя роскошный «семейный вечер» в концертном зале «Россия», но и собралась на него в полном составе. С поздравлениями и подарками пришли все, кто работает здесь сейчас или когда-то работал на «ТВ-6». Иван Демидов признался в интервью корреспонденту «Семи дней», что подарил своему бывшему шефу большое кресло из кожи буйвола: «На пару с Александром Пономаревым мы убили буйвола, ведь главное в жизни — надежная опора». В этой шутке немало правды, поскольку именно Сага­лаев стал надежной опорой для многих молодых журналистов и телевизионных ведущих, которые когда-то пришли на телевидение новичками и приобретали опыт под его началом.

Не менее изобретательными оказались и конкуренты. Первый канал (ОРТ) преподнес юбиляру седло, чтобы легче было объезжать соперников, и подкову на счастье. Этот подарок тоже не случаен. Сагалаев не скрывает своей привязанности к лошадям и однажды на день рождения получил от «ТВ-6» в подарок коня, которого позже держал в конюшне известного офтальмолога и предпринимателя С.Федорова. А ружье от Л.Якубовича и меч от И.Олейникова и Ю.Стоянова вручены Сагалаеву для защиты.

Конечно, Сагалаев не собирается защищаться от своих соперников и недоброжелателей именно таким образом. Однако на посту председателя ВГТРК, который он занимал до недавнего времени, их у него прибавилось. Сам Эдуард Михайлович говорил по этому поводу: «Устал от слухов и пересудов. Есть люди, которым хочется, чтобы я был плохим, чтобы я был хуже, чем есть на самом деле».

Сагалаев стал председателем ВГТРК после того, как несколько раз отказывался от этой должности. Впрочем, и практическую журналистику он не оставлял, доказательством чему стала передача «Открытые новости», которую он подготовил вместе с С.Сорокиной. Из всего, что Са­галаев блестяще умеет делать на телевидении, прямой эфир остается для него самым любимым занятием. «Я знаю, что у меня получается контакт с аудиторией, — говорит он. — Во всем остальном ТВ-люди меня на несколько порядков превосходят. Я не возьмусь за работу режиссерскую, авторскую или там интервью брать. Мне действительно интересны люди в момент прямого эфира. Ведь есть много профессиональных телевизионных ведущих, которым и зрители, и участники глубоко безразличны, которые играют в интерес. Одно из моих любимых изречений о ТВ — это то, что сказал Феллини, когда поработал там три года и снова вернулся в кино: «ТВ — это сплошной погребальный ритуал, замаскированный под мюзик-холл». Там, где нет истинных чувств, переживаний, где все сверкает, мигает, — это похороны нормальных чувств, замаскированные под мюзик-холл. Такое ТВ я не люблю, хотя его очень много и становится все больше. Есть ТВ как товар, а есть как профессия, как искусство. Я бы хотел заниматься живым ТВ».

Сам Сагалаев считает себя слишком эмоциональным, азартным, упрямым. «У меня напряженные отношения с самим собой», — говорит он, отсюда постоянное недовольство собой, хотя Эдуард Михайлович любит, когда его хвалят другие. И он продолжает верить в судьбу, которая в целом для него благожелательна.

Понравилась статья? Поделись с друзьями! ;)


Labirint.ru -