Какие фильмы снимал советский кинорежиссер Серей Герасимов?

Трудно найти человека, который не видел хотя бы один из того множества фильмов, которые снял режиссер Герасимов. Его картины отражали жизнь нашей страны на протяжении более чем полувека.

И каждый зритель находил в них ответы на самые актуальные для него вопросы. Можно сказать, что творчество Герасимова составляет большую часть истории советского кино. Его фильмы всегда были остросовременны, и все вместе они представляют своеобразную кинематографическую летопись страны.

Он начинал как киноактер немого кино. К тому времени, когда в 1928 году Герасимов закончил Ленинградский институт сценического искусства, он уже сыграл несколько ролей и был известен как актер яркого гротескного плана.
Герасимов был одним из участников мастерской ФЭКС (Фабрики эксцентрического актера), организованной Георгием Козинцевым и Леонидом Траубергом. Там он прошел отличную школу киноэксцентрики и освоил множество кинематографических профессий. Его роли уже тогда выделялись точной, четкой пластикой, ярким, почти графическим рисунком характера, оригинальным гримом.

Однако уже в 1929 году Герасимов оставляет актерскую профессию и начинает заниматься режиссурой. При этом многие свои фильмы он ставит по собственным сценариям, в то время Герасимов организует и собственную творческую мастерскую, в которой работает с молодыми актерами. Они, как правило, становились исполнителями главных ролей в его картинах, а впоследствии стали выдающимися актерами и режиссерами современного кино. Среди них такие известные имена, как П.Алейников, С.Бондарчук, П.Глебов, Л.Гурченко, Л.Кулиджанов, Т.Макарова, С.Никоненко и другие.

Углубленное знание секретов актерского мастерства всегда соединялось у Герасимова с бережным отношением к каждой творческой индивидуальности. Для него актер прежде всего уникальная личность, он находил общий язык с каждым новым исполнителем, поддерживал творческие поиски актеров и в то же время оставался для них непревзойденным учителем.

Обладая собственной концепцией будущего фильма, Герасимов вместе с тем не был режиссером-деспотом, который диктует актерам свою волю. Может быть, поэтому настоящей творческой удачей Герасимова явился фильм «Молодая гвардия» , в котором участвовал почти целый выпуск, подготовленный мастером на актерском отделении ВГИКа. Кстати, Герасимов стал первым педагогом, который соединил обучение актеров и режиссеров. Он считал, что режиссер должен хорошо знать секреты актерского мастерства.

Одним из направлений творческого поиска Герасимова являлась экранизация классических литературных произведений. Уже первый опыт — фильм «Маскарад» по драме М.Ю. Лермонтова, вышедший на экраны в 1941 году с Н.Мордвиновым в главной роли, — показал, что режиссер не только сумел найти адекватное воплощение литературного источника, но и поставил в центре картины актуальнейшую проблему времени — трагедию обманутого человека.

Во время второй мировой войны Герасимов на некоторое время оставил режиссерскую работу и перешел к кинодокументалистике. Возглавив студию документальных фильмов, он организовал выпуск картин, в которых.ярко и образно рассказывалось о победах Советской Армии.

Но уже в 1944 году он возвращается вначале к педагогической, а затем и к режиссерской деятельности. Долго и непросто шел Герасимов к одному из самых масштабных своих произведений — экранизации романа М.Шолохова «Тихий Дон». Она состояла из четырех полнометражных картин и стала прообразом будущих киносериалов.

Вместе с оператором Раппопортом режиссер не только создал яркое кинематографическое зрелище, но и воссоздал целую эпоху жизни русского крестьянства. В этой картине режиссер достиг огромной, почти документальной точности. Он сумел сделать поведение актеров настолько естественным, что некоторые западные критики считали многие эпизоды фильма документальными, а не игровыми.

Все эти качества проявились и в последующих экранизациях Герасимова — телефильме «Красное и черное» по роману Стендаля, а также фильму «Юность Петра», основанному по роману А.Толстого.

Одновременно с этим Сергей Герасимов снял картину «У озера», которая была посвящена посвященную борьбе против загрязнения Байкала, а также «Любить человека» — о новом подходе к градостроительству и драму «Дочки-матери». В последней ленте поставлена проблема ответственности человека за чужую судьбу — тема, ставшая основой для творчества Герасимова. В этих картинах он открыл блестящую плеяду актеров — Н.Белохвостикову, Т.Доронину и В.Шукшина.

Итогом творческих поисков режиссера стала его последняя картина «Лев Толстой». Он вновь снял в ней свою верную спутницу жизни Тамару Макарову. Философская притча о последних днях жизни великого писателя была создана на основе не литературного, а публицистического источника — дневника личного врача Толстого Д .Маковицкого. Герасимов написал свой сценарий по его «Яснополянским запискам». Сыграв в этой картине роль Л.Толстого, режиссер как бы подвел итог и собственной жизни. Он подчеркивал, что и ему самому как личности всегда был свойствен поиск, желание неординарно видеть мир.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий